Истории природы, которые не выразить словами

В течение марта в залах Новой Третьяковки Союза художников России пройдёт Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия». На мероприятии будут представлены лучшие российские фотографы, снимающие живую природу. В экспозиции примет участие известный в Сергиево-Посадском округе, да и, пожалуй, за его пределами фотограф Роман Лобанов. Он рассказал нам о секретах фотоискусства в жанре анималистики.

Любовь к фотографии пришла к Роману ещё в детстве, да и профессиональная стезя долгие годы связана с фотоаппаратом. В обычной жизни Роман Викторович трудится заместителем директора ДК «Космос» в Пересвете. А в жизни творческой проводит недели в заказниках и заповедниках, в грязи и холоде, чтобы запечатлеть удачный кадр. Роман признаётся, что очень благодарен бывшему директору ДК Ольге Усановой, которая всегда с пониманием относилась к его увлечению.

«Я помню свою первую фотографию журавлей. Два года перед этим я наблюдал за ними и не мог сделать ни одного кадра. И на третий год, когда уже стало приходить отчаяние, я заметил, что птицы собираются улетать, и удалось снять их на фоне солнца в контровом свете. Получился ореол вокруг журавлей. Этот кадр до сих пор доставляет мне удовольствие. Чтобы научиться подходить к птицам, ушло несколько лет. За это время мы перекопали столько ям, столько экспериментировали с маскировкой, страшно вспомнить. Но результат стоил того», — делится Роман воспоминаниями о начале своего творческого пути.

Ценный кадр

Наш герой признаётся, что в его деле не так важен какой-то особый талант. Гораздо ценнее наблюдательность и любовь к природе. Изучив повадки животных, можно осознать закономерность и уже предварительно создавать в своей голове кадры, которые потом останется только запечатлеть. Как и в случае с картинами, удачному снимку всегда предшествует замысел, который позже останется только реализовать. Случайностей в мире анималистики не бывает.

Участие в «Первозданной России» для Романа — большая честь. Он направлял вместе с заявкой 20 работ, из которых организаторы оставили 12. Впрочем, здесь важно не количество представленных работ. Фактически само участие в экспозиции — это подтверждение, что фотограф является одним из лучших в своём деле. Сама выставка пройдёт с 6 марта по 7 апреля, после чего отправится в турне по городам России. Количество сделанных Романом снимков, пожалуй, уже и не сосчитать. Но наш собеседник признаётся, что выбрать наиболее интересные всё же можно: «Возьмём фотографию с сайгаком, которую я отправил на выставку. За этим снимком скрывается множество историй. Популяция сайгака сильно сократилась, для сохранения этого вида созданы целые природоохранные зоны.

Попасть туда крайне сложно. А мне удалось оказаться в таком месте во время брачного периода, когда самцы дерутся между собой. Снять их в степи почти нереально, так как возможности для маскировки весьма ограничены. Но мне это удалось».

Опасная профессия

Участие в съёмках — дело непростое. Как-то палатку Романа окружили дикие волки, которые, по его словам, прекрасно знали, что внутри палатки есть человек.

В течение двух часов хищники ходили рядом с укрытием фотографа, но не трогали. А прошлой весной на карельских болотах Роман чуть не утонул. Ушёл практически по горло в воду. Вытащили коллеги прямо из одежды, на улице пятнадцатиградусный мороз. Ещё два километра пришлось ехать и мёрзнуть, и всё это ради удачных снимков.

Существует мнение, что фотографа устроит и один удачный снимок, но Роман считает, что это миф. «Одной фотографией я не удовлетворюсь. Частая проблема возникает из-за того, что я могу считать, что сделал удачный кадр, но когда начинаю рассматривать его подробнее, то понимаю, что с ним что-то не так. Поэтому при каждой съёмке я делаю 3-4 тысячи фотографий, из которых оставляю около десятка», — рассказывает Роман.

В экспедиции Романа тянет любовь к природе. По его словам, в последнее время он любит просто наблюдать за тем, что происходит вокруг, ценить каждое мгновение и им наслаждаться. Такая привычка к наблюдениям поможет сделать первые шаги в мире фотографии и новичкам. Можно купить бинокль, наблюдать за животными издалека, изучая их повадки. И когда начинающий фотограф начнёт понимать истории, которые рассказывает нам животный мир, он может начать «пересказывать» эти истории с помощью фотоаппарата.

Один из самых известных кадров Романа — фотография мышки, убегающей от совы. Сразу скажем, что финал у этой истории печальный ― мышка в итоге стала добычей птицы. Но кадр вышел настолько удачным, что несколько лет назад его приобрела компания BBC (крупнейшая британская телерадиокомпания). Особенностью этого снимка служит грамотно поставленный акцент ― не на хищнике, а на мышке, благодаря чему можно без труда прочитать мышиные чувства во время погони.

Что называется, кадр заметно ожил. Роман признаётся, что понимание этого момента приходит как вспышка, озарение. Кто-то и вовсе не поймёт, что перед нами, возможно, лучший кадр всей жизни.

Картинки без души

Есть среди фотографов и те, кто относится к своему делу без какого-либо уважения. Активно применяют программы и нейросети для редактирования фотографий. Разоряют гнёзда и всячески провоцируют животных лишь для того, чтобы сделать удачные фотографии.

Сегодня конкурсные комиссии без труда определяют мошенничество, но что будет дальше, сказать никто не берётся. Однако Роман успокаивает: нейросети никогда не заменят человека.

Как бы ни был хорош алгоритм, какие бы красивые картинки он ни «мастерил», никто не заменит частички души, которую вкладывают в свои творения фотографы. А значит, сделать по-настоящему живые изображения у машины никогда не получится.

Источник - газета "Вперед"

Поиск по сайту