Как Новый год ушёл в подполье и вновь вернулся к детям и взрослым

Совсем скоро в каждом доме нашего округа, да и всей страны станет немного больше волшебства. Наступают праздничные дни, любимые всеми нами с детства. В конце декабря в «Краеведческом вестнике» мы вспоминаем о том, как Рождество и Новый год встречали в Сергиевском посаде и Загорске в первой половине ХХ века. Праздник то был всеобщим, то становился тайной семейной традицией — но в конце концов был реабилитирован властями и вернулся ко всем. Статья основана на воспоминаниях наших земляков и охватывает период с начала 1900-х до 1941 года.

ТАЙНАЯ МИЛОСТЬ

До революции 1917 года Рождество и Новый год в Сергиевском посаде отмечали в каждом доме. В семьях, где жили в достатке, ставили ёлку со свечами, украшали её игрушками. На праздничный стол подавали свиной окорок, холодец, пироги. Дети особенно любили этот праздник — желанный и загадочный, с ожиданием подарков и маленьких радостей. Они любили кататься на санках с посадских горок, играть в снежки и ходить в рождественские дни по домам славить Христа.

Екатерина Михайловна Комарова родилась в самом начале прошлого века в трудолюбивой посадской семье игрушечников. Рассказывая о своём детстве, она вспоминала, что в канун праздника вся семья много работала, чтобы в достатке встретить Рождество и Новый год.

А ещё вспоминала свою маму, которая говорила, что Рождество — это праздник всех, поэтому надо помогать немощным и бедным. Она покупала ситцевые платки и складывала в них продукты. Набор состоял из пяти фунтов муки, фунта сахара и осьмушки чая (фунт = 450 граммов, осьмушка = 125 граммов. — Ред.).

Ночью, ближе к двенадцати часам, Катя разносила эти узелки с гостинцами соседям, которые нуждались в помощи. «Постучи, — говорила мама, — и как только услышишь, что идут, беги». Она называла это «тайной милостью». И молилась за всех бедствующих.

ЗА ЗАШТОРЕННЫМИ ОКНАМИ

В 1919 году большевики отменили празднование Рождества, а заодно и установку в домах ёлок, считая это буржуазным пережитком. Несмотря на это, некоторые люди запрет нарушали. Из воспоминаний краеведа Анатолия Шишкина.

«В 1926 году мне было пять лет. Родителям очень хотелось накануне Нового года чем-то порадовать детей, а нас было трое, и они принесли в дом пушистую зелёную красавицу. На всю жизнь я запомнил ощущение радости, счастья и незабываемый запах еловых морозных веток. Нам, детям, при том был дан строгий наказ: никому про ёлку не рассказывать, соседских ребятишек в дом не приглашать, окна плотно занавешивать. Позднее я узнал, что по городу ходил ночной патруль и наказывал нарушителей установленного порядка, к коим относились и те, кто ставил в домах ёлки. Рисковать стало опасно, и после 1926 года в течение десяти лет мы Новый год и Рождество встречали без ёлки — правда, еловые веточки из леса всё же приносили и украшали их самодельными игрушками».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА

В середине 1930-х в газете «Правда» была опубликована статья члена Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева с предложением вернуть советским детям новогодний праздник с утренниками, карнавалами, нарядными ёлками и подарками от Деда Мороза, чтобы нашим детям жилось не хуже, чем заграничным.

Так запрет на празднование Нового года был снят, и в клубах, школах, детских садах, общественных и прочих организациях на радость детей и взрослых стали устанавливать ёлки. В домах тоже украшали ёлки. Ёлочных игрушек было мало, их принято было делать самим. Собирались, как правило, всей семьёй или компанией за большим столом и из белой и цветной бумаги, фантиков и фольги мастерили хлопушки, фонарики, домики, снежинки, гирлянды и флажки.

Загорская типография освоила выпуск картонных ёлочных игрушек: серебристых звёздочек, дирижаблей, рыбок, мышат, попугаев, лисичек, мишек и прочих сказочных зверушек. Подготовка к Новому году начиналась задолго до праздника. Особенно эту предновогоднюю суету любили школьники. Они готовили концертные номера, придумывали карнавальные костюмы, мастерили самодельные игрушки, готовили подарки.

О ПОДАРКАХ

Из воспоминаний Светланы Лазутиной, жившей в те годы в селе Никульское.

«За неделю до новогоднего утренника мы готовили новогодние подарки. Муж технички, тёти Агаши Монаховой, привозил из Константинова печенье и конфеты. Учительница Серафима Михайловна Зернова приглашала старшеклассниц, и вечером мы сортировали и раскладывали по бумажным кулькам печенье и карамельки без обёртки с ягодной начинкой. После комплектования подарочных кульков оставались обломки печенья, и для нас, помощников, наступали незабываемые часы. Тётя Агаша подкладывала дрова в печку, приносила в класс керосиновую лампу, и вечерний класс превращался в сказку, в которой две добрые феи — учительница и техничка — угощали нас чаем с печеньем и конфетами. Было так тепло и уютно, что не хотелось выходить на заснеженную деревенскую улицу».

Через несколько лет юную героиню этого воспоминания и ещё нескольких отличников Константиновского района (он был присоединён к Загорскому району в 1957 году. – Ред.) наградили пригласительными билетами на новогоднюю ёлку в Колонный зал Дома Союзов в Москве.

Это был незабываемый праздник. На всю жизнь в памяти детей остались огромная, сверкающая огнями ёлка, зал с хрустальными люстрами и мраморными колоннами, сказочные персонажи и богатые подарки, которые и не снились оторопевшим от праздничного обилия деревенским ребятишкам. Этот чудесный вечер был подарен им в канун нового 1941 года. Через несколько месяцев грянула война.

Источник - газета "Вперед"

Поиск по сайту