Как трудящихся Загорска приучали есть деликатесы

В 1948 году, 75 лет назад, все столовые, чайные, рестораны и закусочные нашего района были выделены из состава Загорского торга в самостоятельную организацию — Трест столовых. Вскоре после этого Трест столкнулся с серьёзной проблемой: трудящиеся не желали покупать лососевую икру и деликатесные консервы, которые присылали из области по обязательной разнарядке на реализацию. Свидетель этих событий, Зинаида Николаевна Галкина, оставила интересные воспоминания, которые редакция предлагает вашему вниманию.

Начав самостоятельную жизнь, Трест столовых получил в наследство бедственную материальную базу: большинство столовых и закусочных размещалось в устаревших, неприспособленных помещениях, созданных не по проектам заведений общественного питания. Зимой в некоторых из них промерзали стены. В удручающем состоянии были помещения для хранения продуктов, картофеля, овощей, инвентаря и оборудования.

Управлять всем этим было тяжело, да ещё ощущался недостаток работников основной профессии — поваров. Многие из них были в преклонном возрасте, другие — самоучки, так как их подготовкой в то время никто всерьёз не занимался.

Трест столовых получал продукты с московских баз по фондам областного управления общепита, а также с городских предприятий — мясокомбината, молокозавода и хлебозавода.

К основным продуктам, получаемым с областных баз, прикрепляли принудительный ассортимент в виде чёрной и красной икры, а также консервов: «Крабы» и «Печень трески». Икру получали в бочонках по 30-50 килограммов.

Эти деликатесы в общественном питании не пользовались спросом: в столовых — дорого, а ресторан «Волга» в городе тогда был один (в «красных торговых рядах» у Лавры. — Ред.). Кладовщики неохотно, в небольших количествах брали икру, не зная, что с ней делать.

Большое скопление деликатесов требовало неотложной реализации, чтобы не допустить порчи! В этих условиях руководство Треста столовых приняло удачное, как оказалось, решение: организовать реализацию бутербродов с икрой как приложение к 100 граммам водки. Так появилась «Бутербродная» рядом с «Гастрономом» у стен Лавры, а потом и в других местах.

В бутербродных у мужчин отпала необходимость собираться выпить «на троих» (одному купить бутылку было дорого), в результате стало меньше ссор, а иногда и драк при неправильном разливе. Теперь каждый посетитель заходил, быстро выпивал — но обязательно с бутербродом, цена на который указывалась со 100 граммами водки, что строго контролировали. Посетители тоже одобрили это новшество, и оно прижилось в городе.

«ПЕЧЕНЬ ТРЕСКИ» КАК КАМЕНЬ РАЗДОРА

Но что делать с консервами? Их тоже покупали не очень. И руководство Треста приняло решение провести ещё один эксперимент и включить в меню городских столовых блюдо «Печень трески с отварным картофелем». Новшество для начала решили опробовать в коммерческой столовой № 16 на проспекте Красной Армии, где потом был ресторан «Север». На совещание пригласили её директора Владимира Сергеевича Беляева — опытного руководителя старой закалки. Выслушав предложение, Владимир Сергеевич ответил категорическим отказом, сославшись на то, что ни в одном сборнике рецептур такого блюда не предусмотрено. Посетители будут возмущаться и могут даже оскорбить.

Однако руководство Треста не отменило своего решения. Проведение эксперимента назначили на следующий день, на что Беляев ответил, что в таком случае он не выйдет на работу.

Учитывая эти слова, директор Треста Валентин Сергеевич Костин дал указание послать в столовую № 16 инспектора по торговле Зинаиду Галкину (автора этих строк. — Ред.), чтобы понаблюдать, как на появление нового блюда отреагируют посетители в обеденном зале.

Утром я пришла в столовую № 16 и встала у дверей обеденного зала, боясь появиться среди столиков посетителей. Слова В. С. Беляева о том, что посетители могут оскорбить за такое блюдо, не давали мне покоя.

Зал быстро заполнялся, и почти все с раздачи на подносах несли блюдо «Печень трески с отварным картофелем»! А из зала уборщицы уносили опустошённые тарелки.

Вскоре я осмелела и пошла в зал между столиками, спрашивая у некоторых посетителей: «Как вам понравилось новое блюдо?» Люди улыбались и говорили: «Спасибо!»

От волнения и радости я решила зайти в бухгалтерию, чтобы поделиться увиденным в зале. И была очень удивлена, увидев сидящего здесь директора столовой Владимира Сергеевича. Узнав, что посетителям понравилось новое блюдо и никто на меня даже голос не повысил, Владимир Сергеевич почувствовал себя неловко и отправился в зал, где его тоже никто не отругал.

После этого новое блюдо «Печень трески с отварным картофелем» появилось в других столовых и стало пользоваться популярностью.

Так Трест столовых решил сложную задачу: скопившийся на продовольственной базе завал деликатесов был ликвидирован.

Источник - газета "Вперед"

Поиск по сайту