Пост в Православной Церкви

Пост в христианстве — это многоплановое понятие, которое нельзя свести лишь к одной из его сторон без потери значения, заключённого в Предании Православной Церкви.

Этот мир, как пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, лежит во зле (1Ин. 5, 19). Злом является дух этого мира, который называют суетой — бессмысленным и беспорядочным образом жизни. Он во все века навязывается человеку, отвлекая его от жизни в Духе Святом.

Чтобы не стать рабом этого зла, Церковь призывает нас к покаянию и трезвению. Покаяние обозначает перемену своего образа мысли, корректировку мировоззрения, мировосприятия, «ревизию» своего отношения ко всему сущему: к Богу, ближнему, себе и даже всякой вещи в мире. Трезвение же по самому своему звучанию указывает на противоположность состоянию опьянения суетой мира.

Задача поста заключается в подчинении всех сил души и тела духу человека. Дух же человека, в свою очередь, должен стремиться к Богу, к исполнению Его заповедей, сущность которых сводится к любви в отношении Бога и ближних. На пути к этой цели поста главным деланием христианина и становятся именно покаяние и трезвение.

Почему же пище уделяется такое, на первый взгляд, первостепенное внимание? Конечно же, вопрос гастрономии здесь далеко не самый главный, а приобретает скорее значение инструментария в достижении поставленной цели. Пища — это то, без чего человек не может жить, она имеет огромное влияние на состояние его тела и настроение. В человеке всё взаимосвязано: тело влияет на душу, душа на тело и т. д. По этой причине ближайшим сподручным инструментом в посте является именно его гастрономическая сторона.

Приведём следующую аналогию. Спортсмен, тренируясь, надевает не повседневную одежду, он занимается в специальной форме, которая способствует лучшему движению, работе мышц и помогает дышать телу и, как следствие, облегчает нагрузку на сердце.

Так и в случае с постом. Более лёгкая и далёкая от лакомства пища помогает перейти на другой лад и более сосредоточенный образ жизни. Скудность и простота стола способствуют быстрой психологической и моральной настройке на труд, на собранность своих мыслей и чувств. Таким образом высвобождаются время и внимание человека, а затем перенаправляются на молитву и анализ своего нравственного и духовного состояния, чтение Евангелия или другой духовной литературы. Всё это создаёт лучшие условия для вдумчивого и внимательного осмысления своей жизни.

Конечно же, у современного человека есть немало причин, по которым он не может соблюдать пищевой пост: болезнь, тяжёлый физический труд, недоступность постных продуктов и т. п. Само это бремя уже является для человека своего рода постом, заставляя испытывать порой куда большее напряжение, нежели от общепринятой формы поста. Здесь уместно вспомнить слова святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Тот, кто не ослабляет строгих правил поста, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи, является самоубийцей». Неразумное отношение к этому вопросу, как видим, может привести к другой, не менее греховной крайности.

Как уже было сказано, гастрономический пост является инструментом в достижении духовных целей. Поэтому святитель Иоанн Златоуст постом называет, прежде всего, воздержание языка от излишних разговоров, осуждения, сплетен, клеветы, лжи и прочей ежедневной «шелухи», засоряющей наши духовные очи. Более того, чтобы кто-либо не сводил пост к его пищевой стороне, напомним слова святителя Василия Великого: «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Ведь тот, кто воздерживается от пищи, ведя себя при этом неподобающе, уподобляется дьяволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Отсюда важно сделать вывод, что ближайшие и самые удобные инструменты поста — ограничение себя в определённом виде продуктов, контроль меры принятия пищи — ни в коем случае не должны стать самоцелью.

Ещё один особенно актуальный аспект, связанный с постом в современном мире, это область информации, и в особенности — сфера массмедиа и интернет. Соцсети, бесконечный поток новостей (нередко навлекающий на человека состояние страха и уныния), так называемая «лента», «сёрфинг» по которой отнимает у людей массу времени и сил, — современному христианину, желающему получить пользу от поста, крайне важно обратить на это внимание. Не поиск «лайков», не подробности чужой жизни, выставленной напоказ, но поиск дороги к Богу должен интересовать человека. Обретая дорогу к Нему, мы обретаем и себя, обретаем покой и богозданную красоту нашей природы.

Резюмируя вышесказанное, ещё раз подчеркнём, что пост сводится к высвобождению времени, внимания и сил души и тела в пользу душеполезных занятий: молитвы, чтения духовной литературы, помощи тем, кто в ней нуждается и т. д. Пост — время усиленной тренировки своей души, при которой добродетель должна стать привычкой, а основой мировоззрения — любовь.

Священник Александр Гапко

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Март

18 марта — 4 мая — Великий пост.

18, понедельник. Преподобного мученика Феофана (Графова) — совершал своё служение в Успенском храме г. Загорска (ныне — Успенский кафедральный собор г. Сергиев Посад).

30, суббота. Преподобного Алексия, человека Божия. Престольные праздники в Алексеевском храме г. Хотьково и в Крестовоздвиженском храме села Воздвиженское. Родительская суббота. Поминовение усопших.

Апрель

1, понедельник. Мучеников Хрисанфа и Дарии. Престольный праздник в Троицком храме деревни Новая Шурма.

6, суббота. Предпразднество Благовещения Пресвятой Богородицы. Родительская суббота. Поминовение усопших.

7, воскресенье. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Благовещение Пресвятой Богородицы. На трапезе разрешается рыба.

8, понедельник. Собор Архангела Гавриила.

13, суббота. Священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Родительская суббота. Поминовение усопших.

Источник - газета "Вперед"

Поиск по сайту