Резных дел мастер

В начале февраля в Череповце завершился конкурс ледяных скульптур «Семья и Родина — едины». Одним из победителей соревнований оказался юный мастер из Сергиево-Посадского округа Юрий Гажев. Место среди лучших российских резчиков по льду хоть и вдохновляет, признаётся он сам, но пока не даёт повода остановиться на достигнутом. Сегодня Юрий учится на третьем курсе Богородского института художественной резьбы по дереву и осваивает профессию художника-скульптора по дереву.

— Что вас вдохновляет создавать новые работы?

— Желание удивлять. Хочется наполнять красотой свою жизнь и жизнь окружающих. Совру, если скажу, что у меня нет авторитетов в этом деле. Есть очень известный скульптор из Европы — Джузеппе Румерио. Он работает в жанре «реализм». Его творчество сподвигло и меня выбрать это направление. Многое почерпнул у местных мастеров: Владимира Алманова, моего преподавателя, и Ивана Балаева.

Джузеппе Румерио — итальянский скульптор, создающий невероятные деревянные скульптуры людей и животных. Мастер живет в регионе Валь Гардена, чьи ремесленные традиции известны на протяжение 300 лет. Имя Джузеппе является одним из самых известных в мире искусства резьбы по дереву.

— А известные скульпторы? Роден, Микеланджело, к примеру. Созерцание их работ что-то вам даёт?

— Наталкивает на мысль, что я хочу воплотить их работы в дереве. Это и просто, и сложно одновременно. С деревом работать легко, но при этом нужно учитывать его структуру, форму, плотность. При работе с глиной скульптор диктует свои условия, а с деревом — наоборот. Но тем интереснее совершенствоваться и создавать что-то новое.

— Как проходит творческий процесс? Берёте долото…

— Это раньше мастера работали долотом, сейчас — другое время. Выбираю бревно, устанавливаю его на станок. Предварительно создаю слепок работ из пластилина и эскиз. На бревне очерчиваю шаблон и начинаю работу бензопилой.

В мире нет ничего вечного. Разве что искусство

— Сколько времени уходит на одну работу?

— Всё зависит от сложности и размера работы. Сегодня я работаю над бюстами высотой, в среднем, сантиметров сорок. На один экземпляр уходит три-четыре дня вместе с покрытием. Увы, иногда бывает так, что приходится начинать заново. Сучок где-то вылез, и трёхдневная работа идёт насмарку.

— Сколько у вас сейчас работ? Есть ли среди них те, которые вы могли бы назвать особенными?

— Работ больше сотни. Могу выделить одну из них. Называется она «Ветер». Из одного куска сделана динамическая композиция. Конь в образе ветра вместе с парнем, который пытается его приручить.

— С каким материалом легче всего работать?

— Если честно, не придаю этому значения. Могу сказать, что из деревянных пород легче работается с липой. В прошлом году впервые попробовал поработать со льдом, мне очень понравилось. В нём можно воплотить всё задуманное.

— Не грустите, что ледяные скульптуры недолговечны?

— Я считаю, что главное — это то, что получается в моменте. В мире нет ничего вечного. Разве что искусство. И если мне удаётся воплотить в материальном отображении свои мысли, если получается принести немного красоты в этот мир — значит оно того стоило.— Расскажите о конкурсе, в котором вы одержали победу.

— Принять участие в конкурсе мне посоветовал Владимир Алманов. Он опытный участник таких соревнований, для меня же это стало дебютом. В соревнованиях приняли участие 16 команд со всей страны. Основой нашей композиции стала моя работа, которую я закончил незадолго до конкурса. На ней мальчик с собакой и сачком бегал за бабочками. Я показал её преподавателю, и он решил сделать эскизы, в которые добавил образы своих детей. Так получилась наша композиция «Ветер перемен».

— Была ли уверенность в победе?

— Я знал, что мы займём призовое место, учитывая уровень мастерства. Но честно признаюсь: да, первое место — это хорошо, но гораздо больше эмоций мне доставило общение с единомышленниками. Было ощущение, что резчики — одна большая семья. Все друг друга знают, общаются и поддерживают.

— Есть ли у вас как у скульптора, какая-то мечта?

— Я хочу участвовать в выставках, дойти до столицы, чтобы в Москве выставлять свои работы. Не скрою, что для любого творца важно, чтобы его работы покупали. Но не только ради какой-то финансовой выгоды, сколько для включения «сарафанного радио». Чтобы о тебе говорили и, соответственно, рано или поздно, заметили.

— Какими навыками должен обладать человек, чтобы стать художником-скульптором по дереву?

— Терпением, выдержанностью, креативностью. Умением принимать нестандартные решения. Самое главное, любить то, что ты делаешь, иначе надолго в этой сфере не задержишься. Если всё это есть, то советую поступать к нам в Богородский институт. Это единственное место в России, где учат работе с деревянными скульптурами. Ребята сюда приезжают со всей страны.

Источник - газета "Вперед"

Поиск по сайту