Сергиев Посад-1924 Каким был наш город 100 лет назад

1924 год был седьмым от начала революции и многие произошедшие после неё изменения к этому времени успели прочно закрепиться в общественной и бытовой жизни. Этим он и интересен нам, живущим век спустя. Мы предлагаем читателям мысленно вернуться на 100 лет назад. Как назывался наш город? В состав какого уезда входил? Какие предприятия работали на его территории? Что происходило в Лавре? Какие улицы сменили имена? Обо всём этом мы по крупицам узнаём из архивных документов, газетных публикаций, дневников очевидцев и сохранившихся воспоминаний современников событий.

НОВАЯ РОЛЬ ЛАВРЫ

По сравнению с дореволюционным Сергиевским посадом город Сергиев (как он стал называться с 1919 года) изменился довольно сильно. Прежде всего, иной стала роль Лавры: из духовного центра и места притяжения огромного числа паломников она превратилась просто в архитектурный центр города. Богослужения не велись и были под запретом. На территории обители к 1924 году располагалось множество самых разных организаций и ведомств.

В монастырских корпусах разместились Педтехникум имени Октябрьской революции (открыт в 1919 году в стенах Духовной академии в Лавре) и интернат для его слушателей, ЧОН (части особого назначения, созданные для борьбы с контрреволюцией), Сергиевский историко-художественный музей, многочисленные мастерские и склады, баня, жилые помещения для горожан.

Расположенные в городе лаврские дома были национализированы и переданы в распоряжение органов советской власти, четыре из них назвали Домами Советов. Особняки купцов и торговцев отдали школам и дошкольным учреждениям.

Город стал другим, притих и опустел. Перестали работать знаменитые блинные, исчезли извозчики, зазывалы, закрылись рестораны и трактиры, участились пожары.

К смене власти многие горожане отнеслись настороженно. Те, кто раньше занимался игрушечным или другим видом промысла — а таких было немало, — не одобрили перемен. Мастера жили за счёт большого потока богомольцев, шедших к Троице. Их обслуживание давало неплохой заработок. Главный вопрос, который волновал народ в то непростое время: как жить дальше и что ждёт впереди?

Прежние, дореволюционные названия улиц и площадей не соответствовали новому облику, поэтому в 1924 году было принято решение переименовать некоторые из них. Так, Красногорская площадь (у Лавры) стала Советской, улица Александровская — улицей Карла Маркса, Вифанская — Комсомольской, Вознесенская — Первомайской, Гимназическая — Школьной, Ильинская — Пролетарской, Дворянская — Пионерской, а улица Белая, конечно же, Красной (теперь улица Шлякова).

ЦЕНТР СЕРГИЕВСКОГО УЕЗДА

Серьёзные изменения в жизни нашего края касались его административно-территориального деления. Сергиевский посад хотя и считался городом, долгое время находился в административном подчинении Дмитрову. Туда стекались все важнейшие документы, касающиеся его развития. В ходе территориальных преобразований новой власти было принято решение расширить его границы и сделать Сергиев уездным центром Московской губернии.

К 1924 году Сергиевский уезд окончательно сформировался с присоединением к нему одиннадцати волостей Дмитровского, Александровского и Переславского уездов.

По территории он стал одним из крупнейших в Московской губернии с непосредственным подчинением Москве и населением 105 тысяч человек (17 тысяч в самом городе и 88 тысяч на селе). Свидетельством перемен стала новая географическая карта Сергиевского уезда и большой статистико-экономический сборник «Сергиевский уезд Московской губернии», изданные в 1924 году местным Обществом изучения родного края по заданию Сергиевского уездного исполнительного комитета.

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

Началом бурного развития краеведения в нашем городе можно считать 1924 год. В это время было создано Общество изучения родного края, которое возглавил директор Педтехникума имени Октябрьской революции Михаил Тимофеевич Смирнов. Участники приняли Устав Общества, организовали секции, поставили цель — создание музея местного края. Замысел увенчался успехом, в 1927 году музей был создан и через три года вошёл в структуру Историко-художественного музея. Ряды краеведческого общества пополнились значительным числом местной интеллигенции, которая воодушевилась мощной поддержкой новой власти в этом вопросе.

В сентябре 1924 года была созвана первая уездная краеведческая конференция, при которой открыли выставку Сергиевского края. Прочитанные доклады знакомили с природой, кустарными промыслами, историей Сергиевского уезда, а также с задачами Общества. В конференции приняли участие учителя школ города и уезда, представители Центрального бюро при Академии наук, Губернского краеведческого бюро, музея Дмитровского края и краеведческих кружков Московского уезда.

Так была подготовлена почва для планомерной, нужной и, как тогда считали, перспективной работы в области изучения местной истории.

НЭП. БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

1924 год пришёлся на самый разгар НЭПа — новой экономической политики, пришедшей на смену политике «военного коммунизма». В числе прочего в 1924 году в стране была завершена денежная реформа с выпуском в обращение новых купюр и монет из драгметаллов — золотого червонца и серебряного рубля. Это оздоровило экономику, остановило инфляцию и сделало рубль конвертируемым.

К 1924 году относительный порядок в Сергиеве был наведён. Новая власть принимала энергичные меры к быстрейшему запуску остановленных производств и трудоустройству безработных, вела борьбу с беспризорностью детей. В городе и окрестностях стали открываться детские дома, начальные и средние школы, многочисленные курсы по ликвидации неграмотности. К этому времени был отменён декрет Совета народных комиссаров о всеобщей национализации промышленных предприятий. В условиях НЭПа мелкие и часть средних предприятий вновь передавались в частные руки — не в собственность, но в аренду.

В середине 1920-х годов в Сергиеве действовали два небольших кирпичных завода, лесопильный завод, бумаго-шелкоткацкая фабрика им. 8 Марта, типография «Шестой Октябрь», бумаготкацкая фабрика Угланова, столярная мастерская и колбасная фабрика Сергиевского УИКа, слесарно-механическая мастерская, хлебопекарня, небольшой машиностроительный завод и ряд других производств.

Предприятия такого рода не были уверены в долговременности новой политики большевиков, поэтому не стремились делать долговременные вложения в промышленное производство. Частные средства и усилия были направлены, прежде всего, в торговлю.

В городе во времена НЭПа открылись частные магазины: книжный — Елова, мясной — Коптелина, бакалея — Ганина и другие. Мелкие предприятия объединялись в кооперативы. Самый крупный назвали «Смычкой». Во времена НЭПа это слово было у всех на слуху, оно обозначало соединение (смычку) социалистической промышленности с крестьянским хозяйством, союз серпа и молота, города и деревни.

Единое потребительское общество (ЕПО) «Смычка» стало главным среди многочисленных мелких кооперативов уезда. Ему принадлежало 25 магазинов, бойня, чайная, столовая, мельница, бараночная, три пекарни. ЕПО «Смычка» пережила НЭП лет на пять. К середине 1930-х годов эта успешная организация как-то незаметно сошла на нет, уступив место Горторгу.

ГАЗЕТА «ПЛУГ И МОЛОТ»

Первая уездная газета «Трудовая неделя», непосредственная предшественница «Вперёд», вышла 23 июля 1918 года. На смену ей 7 ноября 1922 года пришла газета «Плуг и молот». И та, и другая сыграли в жизни Сергиева Посада большую роль.

Объясняя свой выбор названия, редакция «Плуг и молот» подчёркивала, что оно отражает главную тему публикаций газеты — освещение вопросов подъёма сельского хозяйства, улучшения жизни крестьянства, оказания ему помощи со стороны государства и рабочего класса. Газета была органом уездного исполкома, комитета РКП(б) и Бюро профсоюзов, отражала жизнь страны, города и села.

21 января 1924 года умер создатель советского государства В. И. Ленин. В связи со смертью вождя революции был отпечатан экстренный номер газеты большим для того времени тиражом 6000 экземпляров. Публикация с портретом вождя и текстом размещалась только на одной стороне листа, чтобы «Плуг и молот» можно было расклеить в общественных местах.

В феврале 1924 года в газете появилась первая информация о ленинском наборе в РКП(б), где указывалось, что в Сергиевском уезде вступавшие в партию большевиков подвергаются строгому двойному обсуждению: в приёмной комиссии и на общем собрании коллективов предприятий и учреждений. Помимо прочего, у кандидатов учитывали происхождение: приветствовалось пролетарское и крестьянское.

Отметим, что в те годы графа «происхождение» была очень важна при заполнении любых анкет. Люди, ранее принадлежавшие к дворянскому или купеческому сословию, духовенству, так называемые «кулаки» попадали в списки ОГПУ. Считалось, что они представляют для советской власти потенциальную угрозу.

В 1920- х годах их фамилии включались в списки «лишенцев». Так пренебрежительно называли людей, лишённых избирательных и прочих жизненно важных прав. Увы, в дальнейшем многие из них становились жертвами репрессий.

ПОЯВЛЕНИЕ РАДИО

Хочется рассказать ещё об одном эпизоде, описанном в книге Валентины Болотовой «Наша юность — далёкая и близкая» (Сергиев Посад, 2018 год). «В 1924 году в Сергиевом уезде появилось радио. Персональный пенсионер М. М. Мошков в 1980-е годы вспоминал: «Я был направлен на краткосрочные курсы руководителей радиолюбителей из Хотькова в г. Сергиев. Не могу забыть неописуемое чувство восторга, когда я сам смастерил нехитрый детекторный радиоприёмник с наушниками».

Добавим к этому: в городе и на селе в предвоенные годы на столбах устанавливали громкоговорители, в домах появилось радио в виде «чёрных тарелок», рядом с редакцией газеты «Вперёд» открыли редакцию загорского радиовещания… Об этом и других событиях жизни Сергиева Посада мы расскажем в следующих номерах «Краеведческого вестника».

Источник - газета "Вперед"

 

Поиск по сайту