Проблемы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ

Территориальный отдел Управления  Роспотребнадзора по Московской области в г. Ивантеевка, Пушкинском, Сергиево – Посадском районах информирует:

Одной из основных проблем обеспечения защиты прав потребителей в жилищной сфере является отсутствие письменно оформленных договоров между жильцами (потребителями) и субъектами возможной ответственности за нарушение прав потребителей. В результате возникает сложность в определении фактического статуса заявителя, как потребителя, при конфликтных ситуациях

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны были выбрать один из способов управления многоквартирным домом:  1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3)управление управляющей организацией.

При этом, многоквартирный дом должен управляться только одной управляющей организацией.

При проведении конкурсов собственники помещений сталкиваются с проблемой выбора способа управления многоквартирном домом.

Так, способ управления непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме целесообразно выбирать в небольших многоквартирных домах.

Одним из серьезнейших недостатков данного способа является отсутствие права на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта.

Ещё одним недостатком этого способа является то, что ресурсоснабжающие организации не хотят отвечать за обслуживание внутридомовых инженерных систем, это в конечном счете может приводить к ситуациям, когда ответственного за непредставление гражданам коммунальных услуг или виновного в аварии найти будет невозможно.

Второй способ управления –  управление управляющей организацией характеризуется следующими особенностями:

-существует возможность привлечения средств управляющей организации на модернизацию многоквартирного дома, а также для ресурсосбережения;

-по итогам года собственники имеют возможность контролировать исполнение обязательств управляющей организации по договору управления;

-в договорные отношения с ресурсоснабжающими и подрядными организациями вступает не каждый собственник в отдельности, а управляющая организация;

-собственники не отвечают за неисполнение обязательств другими собственниками, в связи с чем риск неплатежей собственников за коммунальные услуги, ремонт и содержание многоквартирного дома лежит на управляющей организации;

-затраты на начисление и сбор обязательных платежей включаются в тариф на коммунальные услуги;

-наличие профессионально подготовленных кадров.

Но и этот способ управления имеет ряд минусов. Основной из них состоит в том, что на настоящий момент нет в достаточном количестве надежных управляющих компаний, отсутствует практика их деятельности, не сформировался круг профессионалов данной отрасли. А поэтому есть возможность мошенничества на настоящем этапе. Кроме того, после того как был заключен договор управления, возможности воздействия на принятие решений у собственников помещений практически нет.

Третий способ управления – управление товариществом собственников жилья (ТСЖ).

У ТСЖ есть свобода выбора организаций-поставщиков коммунальных услуг. ТСЖ сами решают, кто будет проводить ремонт в доме, чистить лестничные клетки, вывозить мусор, убирать зимой снег у подъезда и прочее.

Вместе с тем, данный способ имеет свои недостатки. Например, объединившись в товарищество собственников жилья, граждане сталкиваются с неординарной правовой коллизией: исчезает лицо, ответственное за предоставление качественных услуг. Таковым фактически становится ТСЖ, то есть сами жильцы. При возникновении споров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг люди вынуждены обращаться не в суд общей юрисдикции как физические лица, а в арбитражный суд как юридическое лицо. Между тем разрешение сложных конфликтов в таком суде требует хорошей профессиональной подготовки, в том числе юридической, а это – большая проблема для большинства ныне действующих ТСЖ. Кроме того, сложно определить субъект ответственности при возникновении конфликтных ситуаций из-за некачественного предоставления услуг потребителям.

Серьезные проблемы возникают при рассмотрении обращений граждан на деятельность товариществ собственников жилья.

В связи с тем, что председатель товарищества, не имеет офисного помещения, приём посетителей проводится в собственной квартире. Часы приёма, как правило, не определены и зависят от его личного свободного времени. В связи с этим, возможность общения с председателем правления товарищества собственников жилья ограничена. К тому же необходимая для рассмотрения по поступившим обращениям потребителей документация предоставляется несвоевременно.

Вместе с тем, из-за отсутствия письменно оформленных условий в договорах при выборе способа управления товариществом собственников жилья, бывает затруднительно определить объём обязательств хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги жителям, а  при управлении управляющей организации – определить субъект возможной ответственности за нарушение прав потребителей. При осуществлении долевого строительства отдельные организации-застройщики определяют Управляющую компанию для будущих собственников помещений  многоквартирного дома, включая её в условия договоров долевого строительства. В результате собственники помещений лишаются права выбора управляющей компании.

Кроме того, строительные организации включают в договоры долевого участия условия, ущемляющие права потребителей, а именно: пункты, обязывающие участников долевого строительства производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги застройщику с момента приёмки объекта долевого строительства государственной комиссией или с момента передачи дома на баланс эксплуатирующей организации – то есть до возникновения права собственности у потребителей. В таких случаях, зачастую, оплата жилищно-коммунальных услуг проводится по тарифам для организаций – строителей, а не для потребителей.

Как правило, причинами выявленных в ходе проверок нарушений является отсутствие у потребителей необходимых знаний и навыков.

Одной из основных задач Роспотребнадзора на сегодняшний день является доведение до населения основ потребительской грамотности. 

Поиск по сайту