Архиповский и его балалайка

Можно только предполагать, до каких высот мастерства доходили балалаечники древней Руси, но наш современник Алексей Архиповский выделывает со своим трёхструнным инструментом такое, что может себе позволить редкий рокер-гитарист.

Действо, в которое трудно поверить, не увидев собственными глазами, воцарилось на сцене ДК им. Гагарина 4 декабря. Большой экран транслировал руки балалаечника крупным планом.

Музыкант в первом отделении концерта развлекал сергиевопосадскую публику “трюками”, которые получили известность во всем мире: играл на балалайке одной рукой, за спиной и даже зубами. Крутил воображаемую ручку шарманки и “ловил” назойливую муху. При этом инструмент “подыгрывал” пантомиме удивительно правдоподобным звучанием.

Обескураживает не только талант Архиповского извлекать из трёхструнки совсем небалалаечный саунд, но и вплетение в композиции мелодий разных эпох, стилей и культур. “Джингл бэллс” и тоскливая “Разлука” соседствуют с европейской классикой и народными плясовыми. Узнаются и ностальгические советские нотки.

Удивляет и диапазон звучания — как по громкости, так и по плотности и настроению: еле уловимые прозрачные музыкальные конструкции перерастают в шумовой медитативный транс, гармония и светлая печаль сменяются буйством эмоций, восходящим порой к хаосу. Как тут не вспомнить о “загадочной русской душе”?

Во втором отделении музыкант сменил пёструю рубаху и рваные джинсы на тёмное монохромное одеяние. Экран убрали, и музыка звучала в полутьме. Архиповский завершил выступление экспрессивной композицией в восточном стиле.

Виртуоз-балалаечник, которого сравнивают с Паганини и даже Джимми Хендриксом, доказывает нам, что самый верный путь — это “Дорога домой” (так называлась концертная программа).

Юлия ЕРМАКОВА, газета "Вперед"

Поиск по сайту