<b>Крещение Господне</b> - 19 января

Крещение Господне Основной смысл многочисленных обрядов и обычаев дня Крещения Господня - очищение. После буйных Святок, которые именовались еще "днями без креста", этот "крест" - установленный порядок, "законный" ход жизни - вновь обретается.

Готовиться к Крещению начинали загодя. Весь предыдущий день, пока не настанет время садиться за праздничный ужин, старались не вкушать никакой пищи, да и сама трапеза была постной (ее еще называли "пустой кутьей"). Вечером все, от мала до велика, шли на молебен, на котором совершалось водосвятие. Святую воду после разбирали по домам, причем считалось, что тому, кто успел зачерпнуть ее из общего сосуда раньше, больше будет блага и удачи. Дома же очищали святой водой все хозяйство: ее пили и добавляли в пищу скотине, разбрызгивали по углам избы и хозяйственных построек. Кроме того, после Святок полагалось вновь "укрепить" границы своего, обжитого мира. Для этого хозяин обходил весь двор, окропляя святой водой, окуривая ладаном и помечая крестами окна и двери, забор, ворота и даже устье печи.

Очистительные обряды продолжались и наутро: сходились у водоемов, рубили крестообразные проруби-"иордани", освящали воду. Считалось, что купание в иордани позволяет прожить весь год без болезней и несчастий. Сюда же пригоняли скот, который полагалось окропить святой водой или хотя бы прогнать по льду рядом с прорубью. В некоторых областях были и особые обычаи, направленные на окончательное изгнание нечистой силы. Например, на рассвете молодежь ходила "чертей гонять": обходили деревню, заглядывали во все темные углы, били кнутами и метлами и брызгали святой водой, выгоняя "нечистых". А в Иркутской области было принято устраивать около иордани скачки: считалось, что все чертенята, не успевшие сгинуть в свой срок, до света, гибнут под копытами коней.

Газета "Вперед"

Поиск по сайту