ЧАСОВЫЕ "ЗНАМЕНИ"

Тот, кто вообще ничего не слышал о журнале "Знамя", либо слишком молод, либо никогда не интересовался литературой.

Потому что 15 — 20 лет назад это название было известно всей стране, а тиражи составляли несколько миллионов экземпляров. Что для "толстого", отнюдь не глянцевого и не гламурного журнала, вероятно, останется рекордом на все века. В минувшую субботу в библиотеке им. А. Горловского прошла встреча с заведующим отделом критики журнала Кареном Степаняном и писателем Анатолием Курчаткиным. Посвящена она была 75-летию издания.

"Знамя" по сей день остается одним из самых серьезных журналов в смысле качества публикуемых материалов. Тиражи ныне уж совсем не те (4 — 5 тысяч экземпляров), но то, что есть, пользуется гарантированным спросом. Иногда случаются настоящие творческие удачи и совершаются маленькие подвиги: к ним, вероятно, можно отнести недавнюю публикацию дневников Александра Твардовского. Что характерно, "Новый мир", чьим редактором он был во времена наибольшего расцвета издания, отказался это сделать. А "Знамя" решилось.

Еще К. Степанян и А. Курчаткин рассуждали, например, о феномене "офисной молодежи" и соответствующей ей литературы — неглупой, но весьма специфической, ориентированной на носителей "белых воротничков" и потребителей качественной и здоровой пищи. Конкретных имен, кажется, не называлось, но из самых известных ныне писателей к ним, вероятно, можно было бы отнести Виктора Пелевина и других популярных постмодернистов.

Неоднозначным выглядело мнение К. Степаняна о творчестве Ф. Достоевского: он заявил, что Федор Михайлович — один из самых позитивных в русской литературе писателей, в отличие, например, от Льва Толстого. Многих поклонников Льва Николаевича это почти возмутило, обмен мнениями на эту тему вышел весьма занимательным. Следует, правда, учесть, что К. Степанян — один из крупнейших в стране знатоков Достоевского. Он изучает его творчество и биографию всю жизнь и потому может иметь о нем собственное представление.

Говорили еще об обществе в целом, о патриотизме (который не нужно путать с казенным проявлением этого чувства), национальной идее и иных высоких и актуальных материях. Публика на встречу пришла соответствующая — учителя литературы, члены существующего при библиотеке клуба "Литературный диалог" и иные интеллигентные и начитанные люди. Пообщаться друг с другом им было явно в удовольствие.

А. ГИРЛИН

Газета "Вперед"

Поиск по сайту