История музыки от Алексея Козлова

Легенда отечественного джаза, народный артист России саксофонист Алексей Козлов прочёл в Сергиевом Посаде лекцию по истории музыки в ХХ веке. Почти двухчасовой рассказ для учащихся джазовой студии "Индиго Лэнд" сопровождался показом слайдов и прослушиванием фрагментов наиболее интересных и характерных произведений.

Алексей Семёнович — один из наиболее известных джазовых музыкантов и СССР, и России, его авторитет и заслуги в этой области непререкаемы. Бывший в 1950-х годах стилягой, окончившим Московский архитектурный институт, он настолько увлечённо, профессионально и новаторски освоил новую для себя музыкальную специальность, что в этом качестве был даже упомянут в Большой советской энциклопедии (случай уникальный). А созданный им ансамбль "Арсенал" на долгие годы стал одним из очень немногих в нашей стране, игравшим сложную современную музыку на уровне лучших мировых стандартов. Сегодня Алексею Козлову уже 77 лет и он больше сосредоточен на преподавательской и просветительской работе. Единственный концерт "Арсенала" прошёл в Сергиевом Посаде в 2006 году (наша газета тогда подробно писала об этом).

Рассказ Алексея Козлова о музыке ХХ века начался в века XIX, с эпохи времён рабства в США. Корни современного джаза (а вместе с ним — почти всей современной музыки) уходят в спиричуэлс — духовные песнопения работавших на плантациях негров. Позже  "плавильный котёл" культур привёл к рождению целого ряда новых стилей музыки и танцев.

Любопытно, что в 1920-1930-е годы представители белого большинства, радикальные W.A.S.P. (белые англо-саксонские протестанты) активно выступали против джаза, считая его чуждым американской культуре. В борьбе принимали участие влиятельные сенаторы и промышленные магнаты, включая небезызвестного Генри Форда. Существовала даже теория, что джаз был занесён в США коммунистами для разрушения духовных основ американского общества. Через три десятка лет всё поменялось с точностью до наоборот: уже в СССР популярным идеологическим лозунгом стала фраза "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст".

В 1950-е годы большую популярность приобрел стиль ритм-энд-блюз, а вслед за ним и рок-н-ролл, бывший изначально чем-то вроде "ритм-энд-блюза для белых".

С этого времени началось всемирное шествие новой музыки. В ближайшее время музыкальных лекций мастеров в "Индиго лэнд" не планируется (руководитель студии Александр Миронов сказал, что это недёшево), но концертная деятельность не затихает. В пятницу на этой неделе в джазовом клубе на Вифанской состоится концерт с участием американского барабанщика Джоэла Тэйлора и известного саксофониста Святослава Текучёва.

Александр ГИРЛИН, газета "Вперед"

Поиск по сайту