Коммунальные новинки сезона

1 июля этого года прейскурант цен на коммунальные услуги обновился в каждом регионе России, в августе счастливые обладатели жилплощади в многоквартирных домах получат квитанции с новыми цифрами по каждому пункту. Зато теперь экономным, использующим счётчики на воду, можно существенно сэкономить. Прирост платы за услуги ЖКХ нам объясняют удорожанием тарифов естественных монополий на 15 процентов и общей экономической ситуацией в стране. Однако в идеале увеличение коммунальных платежей для граждан не должно превысить планку в 12 процентов.

Коммунальные тарифы повысились впервые в этом году. Всё первое полугодие действовали прошлогодние расценки. После искусственного сдерживания цены рванули вверх, разгоняя инфляцию. Наиболее существенно подорожал газ.

Ранее президент России Владимир Путин потребовал ограничить рост платежей за коммунальные услуги на уровне 6 процентов за год. А так как с января по июнь 2013 года население рассчитывалось за потреблённые ресурсы по старым ценам (то есть рост был нулевой), увеличение платы за коммуналку в этом полугодии должно уложиться в 12 процентов.

По подсчётам прирост платы за услуги ЖКХ в среднем составит по стране 11,14 процентов, что не превышает уровня, обозначенного президентом. Министр регионального развития России Игорь Слюняев предупредил руководителей регионов о недопустимости роста совокупных коммунальных платежей населения выше установленного Владимиром Путиным значения — 12-ти процентов. К разбору ситуации в регионах-нарушителях обещали привлечь прокуратуру.

В этом контексте представляет интерес прогноз Федеральной службы по тарифам. Для части регионов он неутешительный. Всего в “чёрном списке” 16 потенциальных нарушителей, где рост коммунальных платежей ожидается на уровне 12-15 процентов (6-7,5 процентов в среднем за год). В структуре платежей за коммуналку жителей этих населённых пунктов преобладает плата за электро- и газоснабжение, которые с 1 июля заметно подорожали: газ вырос на 15 процентов, электроэнергия — на 12-15 %.

Кроме того, 1 июля истёк срок установки приборов учёта потреблённых ресурсов. По закону об энергосбережении к началу этого месяца должны быть установлены индивидуальные счётчики на воду и электроэнергию и общедомовые на воду, тепло и электричество. Законодатели освободили владельцев жилья от обязанности оснащения своих квартир счётчиками тепла. Газовыми приборами учёта разрешено обзавестись до 2015 года.

Срок установки счётчиков переносился неоднократно. Теперь же настало время “Ч”, и на ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ могут посыпаться штрафы за невыполнение требований законодательства. Собственно, оснащение домов приборами учёта должны были “обеспечить”, как сказано в законе, собственники до 1 июля 2012 года. В случаях, когда это сделано не было, обязанность “совершить действия по оснащению” жилого фонда счётчиками легла на поставщиков ресурсов. И сделать это надо было как раз до 1 июля 2013 года.

И если компании могут быть наказаны за срыв госплана по энергосбережению, то населению за бойкот пока ничего не грозит. “Кара” настигнет в 2015 году, когда тарифы по нормативному потреблению значительно вырастут или будут введены повышающие коэффициенты по квартплате. Простимулирует ли эта мера потребителей коммунальных благ, покажет время.

Юлия ЕРМАКОВА, газета "Вперед"

 

Комментарии

Иван ЮДЕНКОВ, заместитель главы администрации района — начальник управления по вопросам жизнеобеспечения, курирует вопросы ЖКХ, транспорта, связи, дорожного хозяйства, электро- и газоснабжения:

— Закон обязал управляющие организации установить общедомовые счётчики в обслуживаемых многоквартирных домах до 1 июля этого года, однако на сегодняшний день можно констатировать низкую оснащённость жилого фонда района приборами учёта. Общедомовые счётчики холодной и горячей воды установлены в 10-15 процентах домов, общедомовыми счётчиками тепловой энергии располагает порядка пяти процентов жилья. И эта картина вполне отражает ситуацию по стране в целом. Формально на управляющие компании, которые не справились в срок с обязанностью по установке общедомовых приборов учёта, могут быть наложены штрафы.

Надо отметить, что установка счётчика на дом обходится достаточно дорого, особенно если это счётчик тепла. Управляющая компания может заключить с ресурсоснабжающей организацией договор об установке этого оборудования с рассрочкой оплаты. Сейчас очевидно, что и тем и другим будет сложно справиться с поставленной задачей. Возможно, на федеральном уровне будет принято решение о дополнительном финансировании организаций с предоставлением им кредитных средств для установки общедомовых счётчиков.

Всё обстоит гораздо сложнее с монтажом учётного оборудования в ветхом жилом фонде, так как к состоянию внутридомовых инженерных коммуникаций при установке общих счётчиков предъявляются определённые требования. Системы, не отвечающие этим требованиям, должны быть предварительно приведены в надлежащее состояние. Ремонт должны провести управляющие организации, а плата за это ляжет на плечи собственников жилья.

Что касается граждан, то ставить или нет квартирный счётчик — это дело и желание каждого владельца жилой площади. Те, кто это не сделает, с 2015 года будут оплачивать потреблённые ресурсы по всё возрастающим нормативам. Если кто-то не может установить индивидуальный прибор учёта из-за финансовых затруднений, он может заключить со своей управляющей организацией договор на его установку с оплатой в рассрочку, которая в квитанции будет идти отдельной строкой.

 

Владимир ПРОКОПЕНКО, руководитель пресс-службы группы компаний “Посад Энерго” (самой крупной УК Сергиева Посада):

— История с приборами учёта предельно сложна для комментариев. Назову лишь несколько основных причин.

Первое: непонятно, зачем кампании по установке общедомовых и индивидуальных приборов учёта развернуты синхронно. Двойная финансовая нагрузка на население только тормозит процесс. Для начала стоило бы разобраться с ОПУ, чтобы установить справедливость в отношениях между поставщиками ЖКУ и управляющими компаниями.

Второе: непонятно, на какие деньги рассчитывал законодатель, обязывая собственников жилья к установке общедомовых приборов учёта. Самый дешевый счётчик — по холодной воде — стоит порядка 150 тысяч рублей. Ясно, что большинство домов не смогут возместить стоимость ОПУ одномоментно, и платить за них на первом этапе придётся поставщикам услуг. У которых не хватает денег даже на оплату газа.

Третье: непонятно, зачем выстроена столь сложная и корявая оргсхема установки ОПУ, которая начинается с решения собрания жильцов и заканчивается судебными исками (если такое собрание не состоялось). Если закон предусматривает установку ОПУ в любом случае, и заниматься этим должны поставщики, то им и следовало бы изначально отдать все полномочия, придумав одновременно механизм защиты населения от необоснованного завышения расценок.

Четвертое: непонятно, зачем вводить людей в заблуждение разговорами о выгодах установки индивидуальных приборов учёта. В ряде случаев эти выгоды действительно очевидны — например, если в квартире живёт меньше народу, чем зарегистрировано официально. Но ведь у нас есть такой микро-

район, как Клементьевка, где каждый жилец сливает в канализацию несколько декалитров, прежде чем из “горячего” крана потечёт нечто похожее на горячую воду. Добавьте к этому расходы на эксплуатацию счётчика — особенно при плохом качестве воды — и вопрос об экономии семейного бюджета становится крайне неоднозначным.

Пятое: совсем непонятно, почему чиновники грозят наказанием за провал плохо продуманной программы управляющим компаниям. Законодательство обязывает последних “разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности”. Но принимать ли эти предложения, решает общее собрание жильцов. Поэтому и результаты пока не впечатляют. На территории обслуживания УК “Посад Энерго” общедомовыми приборами учёта тепла и горячей воды оборудованы только два дома из 242. Ещё на 25 домах учитывается расход холодной воды. Статистика по ИПУ следующая: 3242 — учёт потребления холодной воды и 3169 — горячей. Это примерно 20,5 % от общего числа квартир.

 

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учёта?

По закону об энергосбережении (ст. 13, ч. 5), именно собственники “обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию”.

Вариант 1: Жильцы самостоятельно решают

                     установить счётчик

Обычно это происходит в ТСЖ или в домах с активным старшим по дому. В большинстве случаев это дома, общее состояние которых удовлетворительное, им не требуется экстренный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии, а на счету много-

этажки уже скопилась немалая сумма. Эти накопления жильцы и решают потратить на установку счётчиков. Для этого собирают собрание, и большинством голосов принимают решение — надо ставить. Деньги в этом случае дом снимает со статьи “текущий ремонт”.

Бывают случаи (если денег на счету дома недостаточно), когда собственники решают собрать средства на установку счётчика дополнительно к основным платежам. Тогда тоже необходимо провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся, то платить придётся всем, даже тем, кто проголосовал “против”.

Вариант 2: Счётчик устанавливается

                     управляющей компанией

УК может инициировать установку общедомового прибора учёта, если жители не решили этот вопрос самостоятельно.

УК должна регулярно доводить до сведения жильцов предложения о мероприятиях по энергосбережению, которые можно проводить в доме, с указанием расходов на их проведение (ст. 12 п. 7). УК также должна способствовать проведению собрания, на котором жильцы должны принять решение об установке счётчика. Траты компенсируются из статьи "текущий ремонт", а затем за счёт дополнительного сбора средств.

Вариант 3: Счётчик ставят

                     ресурсоснабжающие организации

Их обязанность — "осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют" (ст. 13 закона "Об энергосбережении). Платить за счётчик и в этом случае должны жильцы, можно в рассрочку до 5 лет. Срок, в который жильцы обязаны были установить счётчик, истёк. Жители не должны препятствовать установке счётчиков, и если они откажутся оплатить расходы ресурсоснабжающей организации по их установке счётчика, она сможет взыскать через суд.

Меры наказания

1. Если УК и ТСЖ не разработали и не донесли до жителей предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, им грозит штраф:

— на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

2. Если ресурсоснабжающие организации не вышли с предложением к УК и ТСЖ оснастить дома приборами учёта, то их также ждёт наказание в виде штрафа:

— на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей

— на юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей.

Поиск по сайту