Легендарный "месье Мерседес"

Известно, что первый автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) был создан в 1885 году Карлом Бенцом. Это был трехколесный двухместный экипаж на высоких колесах со спицами. Годом позже появился вариант Готлиба Даймлера, который считается первым в мире автомобилем, получившим практическое применение. В свою очередь австрийцы отцом-основателем автомобилестроения считают своего соотечественника Зигфрида Маркуса, который начал свои разработки еще в 1875 году. Но все это были механизмы весьма далекие от того, что мы понимаем под термином автомобиль сегодня. Назывались они самодвижущимися экипажами и более походили на кареты без лошадей. Все изменилось 110 лет назад. Именно тогда, 22 ноября 1900 года, на заводе фирмы Daimler Motoren Gesellschaft на свет появился автомобиль, который ознаменовал как рождение самого популярного автомобильного брэнда Mercedes, так и появление принципиально нового типа автомобиля, задавшего направление всему мировому автомобилестроению.

Легендарный «месье Мерседес»

Формально автором первого Mercedes (пока еще без приставки Benz — она появится лишь после объединения двух немецких фирм Daimler и Benz в 1926-м) принято считать Вильгельма Майбаха, гениального немецкого конструктора, а впоследствии и основателя собственной автомобильной компании. Но было бы в высшей степени несправедливо игнорировать роль немецкого бизнесмена Эмиля Элинека. Именно с его легкой руки красивое слово Mercedes стало маркой автомобиля, которую десятки лет спустя превозносят во всем мире.

Эмиль Элинек был уже весьма обеспеченным человеком. Он жил в австрийском Бадене, а с осени по весну укатывал на французскую Ривьеру, где зимовало целое сборище европейских аристократов и состоятельных бездельников. Скуку, которая сопровождает любую сытую жизнь, Эмиль разгонял с помощью самого дорогого и ультрамодного увлечения конца XIX века — любви к автомобилям.

Элинек мог позволить себе покупать чуть ли не каждую новинку, появлявшуюся на рынке, и не упускал этой счастливой возможности. В 96-м Эмиль увидел в газете рекламное объявление Daimler Motoren Gesellschaft ("Моторное сообщество Даймлера"), он немедленно отправился в Штутгарт, где располагалась штаб-квартира и мастерские немецкой компании. Эмиль, следивший за всеми автомобильными трендами, хорошо знал, что большинство гонок, проводимых в то время, выигрывали машины, оснащенные моторами Daimler. Поэтому он немедленно заказал сразу два автомобиля Phoenix мощностью 4 и 9 л. с., а потом сообщил, что купит еще четыре автомобиля, при условии, что их максимальная скорость составит порядка 50 км/ч.

Оставив один экземпляр себе, оставшиеся три Елинек решил продать. В Ницце, настоящем краю миллионеров, это оказалось несложно. Барон Артур Ротшильд, как и многие представители истеблишмента, убивавший зимнюю скуку на Лазурном берегу, имел привычку по утрам совершать автомобильные прогулки по окрестностям Ниццы. "Тем самым я развлекаю простолюдинов", — смеясь, рассказывал он друзьям, радуясь собственному остроумию. Каково же было удивление барона, когда одним прекрасным утром его Pahnard дерзко и, что называется, без шансов обошел незнакомец на новеньком Daimler. Артур выяснил, что быстроходная машина принадлежит некоему господину, скрывавшемуся под псевдонимом "месье Мерседес". Конечно же, это был Элинек собственной персоной. Ротшильд разыскал "обидчика" и немедленно... купил его автомобиль.

Почему Элинек скрывался за псевдонимом? Возможно, из-за сильной привязанности к жене — наполовину еврейки, наполовину испанки — Эмиль испытывал крайне теплые чувства ко всему испанскому. Он свободно говорил на этом языке, и, по воспоминаниям сына, "все, что было связано с этой страной, занимало в его сердце особое место". Ну а женское имя "Мерседес", то есть "милосердная", по глубокому убеждению Элинека, приносило счастье его семье. Так в домашнем кругу Эмиль называл свою дочь Мерседес, хотя ее настоящее имя было Адрианна Марриэта Рамона Элинек. Точно так же наш герой окрестил и... дом в Бадене, а две его виллы в Ницце известны как "Вилла Мерседес-1" и "Вилла Мерседес-2". Впоследствии "милосердное" имя будут носить многочисленные катера и яхты Эмиля, а финал-апофеозом слегка нездоровой привычки станет смена собственной фамилии на Элинек-Мерседес.

Продав Ротшильду первый Daimler, "месье Мерседес" не успокоился. Элинек отправился в Штутгарт, где механики Daimler Motoren Geselschft cлегка подтюнинговали его Phoenix. Спустя две недели Эмиль без зазрения совести повторил фокус с обгоном, вновь обставив машину барона. Ротшильду бы обидеться на подобное надувательство, но вместо этого он вновь достал чековую книжку. "По большому секрету" узнав от Эмиля, что на фабрике Daimler разрабатываются еще более мощные модели, щедрый Артур пообещал купить и их тоже... Не мешкая, Элинек разместил заказ еще на шесть автомобилей. К тому времени деловая репутация и хватка позволяли ему в буквальном смысле диктовать условия владельцам Daimler Motoren Gesellschaft, лично настаивая на тех или иных технических решениях. Эмиль распорядился, чтобы на новую партию машин установили четырехцилиндровые моторы (предыдущие модели имели лишь по два цилиндра), причем двигатели должны быть расположены в передней части автомобиля. В конце XIX века подобное решение вовсе не казалось столь же очевидным, как сегодня. — Но сами подумайте, ведь лошадь всегда находится впереди экипажа, — подкручивая усы, увещевал Элинек компаньонов из DMG. — Ну а поскольку мотор, собственно, заменяет лошадь, то и он должен тянуть автомобиль за собой! Какими бы банальными и примитивными ни казались эти объяснения и доводы, но сегодня в правоте и дальновидности Элинека сомневаться не приходится. Тогда же в Штутгарте, пожав плечами, уступили пожеланиям щедрого заказчика.

Легендарный «месье Мерседес»

Однако новый 28-сильный Phoenix так и не смог оправдать надежды, конкуренты обошли его во всех гоночных дисциплинах. Хуже того: ровно через год в марте 1900-го разыгралась настоящая трагедия. На старте скоростного заезда на 1 милю механик и гонщик Вильгельм Бауэр не справился с управлением и врезался в каменную стену в первом же повороте. На следующий день гонщик скончался в больнице. Всего за несколько дней до этой трагедии неожиданно умер и Готлиб Даймлер, так что на заводе в Штутгарте царили подавленность и пессимизм.

В сердцах Майбах решил навсегда отказаться от участия в автоспортивных состязаниях. Талантливый конструктор не сомневался: погоня за лошадиными силами приведет лишь к большим жертвам. И, конечно же, во всех грехах винил Элинека, развязавшего "гонку вооружений". Тот в свою очередь считал иначе. "Отказ от участия в гонках равносилен самоубийству для компании, — убеждал он Майбаха. — Никто не станет покупать автомобили той марки, которая не побеждает в соревнованиях и не попадает на страницы газет!" Кроме того, Елинек считал, и, в общем, тоже небезосновательно, что главной причиной катастрофы Бауэра стал не столько сверхмощный (аж целых 28 л. с.) мотор, сколько сама конструкция машины. Daimler Phoenix с высоким центром тяжести мало того что выглядел неуклюжим, но и отличался склонностью к перевороту. В конце концов Майбаха удалось убедить в необходимости создания совершенно нового автомобиля.

Элинек пообещал выкупить всю партию из 36 машин общей стоимостью 550 тысяч марок. Взамен же он получил место в наблюдательном совете DMG, а также настоял еще на одном условии — у модели должно быть новое имя. — Название Daimler плохо воспринимается за пределами Германии, — уверял Эмиль. — Меж тем имя машины должно быть звучным и запоминающимся на всех языках. Почему бы не назвать машину Mercedes? Майбах не стал спорить. Первый собранный Mercedes был готов 22 ноября 1900 года.

Для начала века конструкция получилась просто авангардной, начиная от рамы из прессованного металла до первого в истории сотового радиатора, требовавшего значительно меньшего объема воды для эффективного охлаждения мотора. Важнее, что для увеличения мощностного потенциала Майбах пошел нетрадиционным для тех лет путем. Он не стал значительно увеличивать мощность двигателя, сосредоточившись на снижении снаряженной массы автомобиля. Mercedes 35 hp, как несложно догадаться из названия, развивавший 35 лошадок, был лишь немногим мощнее того же 28-сильного Daimler Phoenix, зато весил Mercedes чуть больше тонны, тогда как его предшественник — все две! Неудивительно, что автомобиль разгонялся почти до 100 км/ч. При этом сам 6-литровый двигатель, между прочим, с алюминиевым картером, двойным распредвалом и сдвоенным карбюратором, установили максимально низко в раме, заметно улучшив устойчивость на высокой скорости.

После непродолжительных дорожных испытаний и небольшого файн-тюнинга первый Mercedes доставили на виллу Элинека в Ницце. То, что произошло, потом не могло присниться Элинеку и Майбаху и в самых сладких снах. Новый Mercedes 35 hp буквально растоптал всех соперников, победив и в спринтерском заезде, и в подъеме на холм, и в 244-мильной гонке на выносливость. К концу недели имя Mercedes не сходило с уст богатеев Ривьеры, равно как и с полос газет и журналов. В Штутгарте в срочном порядке установили на шасси 35-го просторный четырехместный кузов, чтобы показать публике — лучшую гоночную машину года уже можно купить. И продажи пошли. Среди первых владельцев машины значатся фамилии всех главных миллионеров эпохи: Рокфеллер и Астор, Морган и Тейлор. На Daimler Motoren Geselschaft осыпался денежный дождь.

При подготовке статьи использованы материалы Данилы Михайлова auto.mail.ru

Алексей ШАМРИЦКИЙ, Газета "Вперед"
Поиск по сайту