"Морской старт" из Реммаша

В пятницу наша страна и весь мир отмечали День космонавтики — 53-ю годовщину легендарного полёта Гагарина. Об успехах (и неудачах, увы) отечественной космической программы последних лет говорится и пишется многое. При этом из поля зрения нередко выпадают важные международные проекты — такие как "Морской старт" ("Sea Launch"), позволяющий выводить на орбиту спутники тяжёлого класса из Тихого океана, непосредственно с экватора. Для этого усилиями России, США, Украины и Норвегии был создан консорциум и построен специальный плавучий космодром с судном сопровождения. Мало кто знает, что в реализации проекта непосредственное участие принимали многие жители нашего района.

Плавучий космодром

"Морской старт" появился на свет в 1995 году. Его основными участниками стали американская корпорация "Boeing Commercial Space Company" и российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" при участии норвежской и украинской сторон.

Михаил Бухаров, испытатель измерительных систем НИЦ РКП, вспоминает, что его вместе с коллегами из НИИХСМ (Реммаш) пригласили к участию в проекте вскоре после его начала. Время было не самое простое: в "оборонке" начался упадок, народ активно уходил с предприятия, перспективы были довольно туманными. Работа в "Морском старте" в каком-то смысле была спасением квалифицированных кадров: там требовались специалисты, способные обслуживать стартовое оборудование.

В группу набрали несколько десятков человек. Началась подготовка, инженеры и механики собирали документы, справки, проходили курсы английского. Позже они отправились в производственную командировку в Выборг, куда к тому времени прибыла платформа "Одиссей".

Изначально это была плавучая буровая, предназначенная для разработки нефтяных месторождений в Северном море. Её выкупили, модифицировали на верфях в Норвегии, а затем пригнали в Россию для установки стартового стола для ракет. Габариты платформы огромны: длина 137 метров, высота 63 метра, водоизмещение в походном положении около 30 тысяч тонн. Она способна самостоятельно передвигаться со скоростью до 12 узлов (около 22 км/час). Кроме того, для "Морского старта" в Англии было построено сборочно-командное судно "Sea Launch Commander", оснащённое специальным оборудованием.

Ракета

"Зенит-3SL" был выбран для "Морского старта" не случайно: в мире на сегодняшний день нет более удачной разработки, сочетающей в себе на-

дёжность, грузоподъёмность и высокую степень автоматизации запуска.

Ракета состоит из двухступенчатого украинского блока "Зенит-2S", российского разгонного блока ДМ-SL и грузового отсека, способного вместить один или два спутника (его габариты могут меняться). Стартовая масса — 444 тонны, длина — 43 метра.

19-тонный разгонный блок пятиметровой длины сконструирован "Энергией" и изготовлен на российских заводах. Ракета может вывести на орбиту до шести тонн груза, работает на керосине и жидком кислороде, поэтому вред экологии от запуска минимальный.

Украинский "Зенит-2S" не может самостоятельно разогнать верхние ступени ракеты до первой космической скорости, а выводит их на суборбитальную траекторию. Для вывода в космос необходимо дополнительное ускорение, которое создает российский разгонный блок: его маршевый двигатель доставляет грузовой блок на промежуточную высокую орбиту. Там космический аппарат расстыковывается с грузовым блоком, включает собственный ракетный двигатель и уходит на окончательную орбиту, где и начинает работать.

Старт с экватора выгоден, при одних и тех же энергозатратах на орбиту выводится груз большей массы, чем при старте из любой другой точки севернее или южней. Идея витала в воздухе давно, но была по-настоящему реализована лишь в последние десятилетия.

Из Выборга — в Лонг-Бич

В 1998 году, когда монтаж всего оборудования был закончен, "Одиссей" покинул Россию, обогнул Европу, через Суэцкий канал вышел в Тихий океан и осенью прибыл в Калифорнию, порт Лонг-Бич.

Российская бригада по обслуживанию стартового оборудования прилетела в Штаты в декабре, под Рождество. Сразу начали работать — проверяли все системы, перегрузили "Зенит" на платформу. Изначально планировалось делать это в море, но потом решили, что риск слишком велик. К точке старта доставлялось сразу две ракеты: одна основная — на платформе, другая — "донор" на случай неисправности — на корабле.

В марте 1999-го вышли в море. Из Лонг-Бич к острову Рождества плыли около двух недель. На месте платформу сориентировали так, чтобы линия экватора проходила непосредственно через неё. Интересно, что перед запуском осадка платформы увеличивается с 7,5 до 21 метра: для устойчивости она набирает воду в специальные забортные цистерны.

В точке старта платформа и корабль встают рядом и соединяются подъёмным мостом, по которому можно перейти с одного судна на другое. Когда ракета готова, мост убирают, суда расходятся, а оставшийся персонал вывозят вертолетом. За несколько часов до старта, к началу заправки ракеты-носителя горючим и окислителем, на платформе не остается ни одного человека, все операции проводят автоматически с помощью дистанционного управления.

Первый "Зенит" ушёл в небо из океана 27 марта 1999 года. Несмотря на опасения (технология морского старта с экватора отрабатывалась впервые) запуск прошёл без сбоев: в околоземное пространство был успешно выведен макет массой 4,5 тонны. С тех пор по программе "Морской старт" на орбиту доставлены более 30 спутников.

На экваторе

От работы на "Одиссее" у Михаила Бухарова остались очень яркие впечатления. Коллектив подобрался самый что ни на есть интернациональный: русские, американцы, украинцы, норвежцы, филиппинцы, англичане. Обязанности распределялись примерно так: бригада из России отвечала за стартовое оборудование и управление запуском, бригада из Украины — за ракету, все остальные занимались непосредственно гигантским кораблём с платформой и обслуживанием экипажа.

Дел, особенно перед стартом, более чем хватало: при необходимости все могли вкалывать сутками, без выходных и перерывов. Большинство руководителей не чурались черновой работы, вполне могли взять в руки ключ или домкрат и помочь своим товарищам. За это их уважали и ценили.

Рабочим языком общения был английский, но многие американцы интересовались русским и пытались его освоить. Вечером, после работы, все собирались в одной кают-компании, разделения "свой- чужой" не было и в помине. Общий труд сплачивал всех.

Технологии для Марса

Проект "Морской старт" очень важен для нашей страны. В недавнем интервью агентству ИТАР-ТАСС (февраль 2013 год) генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лепота заявил, что благодаря нему в России сохраняются ракетно-космические технологии, необходимые для освоения Луны и Марса: продолжается производство и совершенствование мощных 800-тонных двигателей, развивается лучшая в мире школа двигателестроения. По точности доставки спутников на геопереходную орбиту "Морской старт" — лучший среди всех компаний мира, а сэкономленное топливо самого космического аппарата увеличивает срок его работы на орбите.

По словам Виталия Лепоты, в существующей конфигурации ракеты-носителя "Зенит" было проведено около 80 пусков. Этого достаточно для того, чтобы к 2017 году планировать на ней начало лётных испытаний пилотируемого корабля нового поколения. Других ракет-носителей для решения этой задачи в обозримом будущем не предвидится.

Александр ГИРЛИН, газета "Вперед"

Поиск по сайту