Тимофей Знаменник.
23 июня
Считалось, что в этот день призраки, бродящие по земле, являют знамения, предрекая грядущие беды. Узреть те знаки могли люди старые, "вещие". Видели в этот день несметные мышиные стада, подступающие к полям, - то к голоду. Видели стаи волков, бродящие вокруг деревень, - к падежу скота, летящие из-за лесов вороньи тучи - к смертному мору среди людей. Коли видели дым, обволакивающий посевы, - быть лету сухим и жарким, сожжет солнце урожай. Говорили еще, что в этот день, припав к земле ухом, можно услышать, как вздыхает и стонет она, ожидая страшных пожаров. Если же никаких знамений не было старикам в Тимофеев день - то к добру.
Варфоломеев день.
24 июня
В некоторых губерниях говорили, что в этот день сходятся в полуденный жар посредь поля мелкие бесы и работу делят - кому какой вред людям чинить.
Большой беды от них не жди, но на всякую пакость они горазды. Одни покосы портят, другие на скот малую хворь напускают, третьи вдоль дорог, во дворах или в колодцах прячутся, пугают народ то воем, то криком, то детским плачем. В этот день старались не косить и не рвать траву - по ней нечисть могла кататься, и будет от той травы ядовитый дух.
Петр Поворот. 25 июня
В этот день завершается летнее солнцестояние, и дни начинают укорачиваться: "Солнышко вниз катится".
С Петрова дня "солнце поворачивается на зиму, а лето на жар" - отсюда и прозвище Поворот. Именовали этот день и Петром-капустником - к 25 июня высаживали последнюю капустную рассаду. Вообще день считался благо-
приятным для сева: "Кто на Петра посеет греч, будет всю зиму печь". Отмечали предки также, какая погода на Петра - если сухо, стоять ясным дням все время покоса, а если дождь, быть и покосу мокрым.
Елисеев день. 27 июня
Этот день считался подходящим для освящения одежды - покупной или сшитой на заказ.
В старину отношение к одежде отличалось от нынешнего. Считалось, что она не только защищает от холода и непогоды, но и служит человеку "второй кожей", своего рода "доспехом", преградой для недобрых духов и злой волшбы. Не случайно на Руси всегда украшали вышивкой ворот, подол и рукава - места, где одежда "открывается". Вышивка эта, лишь относительно недавно ставшая простым украшением, издревле носила особый, обережный характер, закрывала нечисти доступ к телу.
"Доброй", надежной считалась лишь та одежда, что полностью сделана самим или же домочадцами - от льна или шерсти до готовой вещи. А "чужая", купленная одежда - кто знает, где она была, в чьих руках, какие слова могли на нее наговорить? Потому наряды, купленные на весенних ярмарках, старались до освящения не одевать.