НЕПОЗНАННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

После выхода нашей заметки №79, 22 октября о том, как жителям деревни Муханово предлагали за их счет "навязчивый" сервис по замене проводки, подводящей электричество в дома от новых опор, в редакцию последовал еще один звонок: "А чего вы так мягко написали-то? И это не единственная проблема в деревне. Приезжайте, посмотрите". Мы поехали.

41,15 Kb

Некоторым везет. Идет, к примеру, человек с утра в состоянии пальто, глядь, а под ногами новенькая купюра. И жизнь налаживается, и солнышко ярче светит, и впереди наполненный смыслом день.

Везет и странам. Вот водил Моисей земляков сорок лет по пустыне, искали место, где не пахнет. Теперь у них не пахнет, а у арабов нефть. Повезло. Но та же самая нефть может и 10 долларов за баррель стоить, а может и 150. Когда 150 — стране везет, деньги девать некуда, и впереди наполненное смыслом будущее.

Скажете: "случайность", но старые большевики вам ответят, что случайность — это непознанная закономерность. И следуя законам диалектики, за подъемом неизбежно следует спад. А в быту этот закон именуется принципом зебры: черная полоса — белая, главное, не пойти вдоль.

Возвращаясь к диалектике, отметим, что закон этот универсален и действует на всех уровнях. Может повезти городу, району, поселению и т. д. вплоть до подъезда.

В Сергиево-Посадском районе, например, повезло поселению Богородское, на территории которого реализуется масштабнейший проект — ГАЭС-2. Стройка такого масштаба — это щедрый подарок судьбы, сюда вложены миллиарды рублей, а значит и поселению от этого пирога отламывается. Именно поэтому Богородское сегодня, наверное, единственное в районе поселение, где бюджет профицитный, или, говоря простым языком, зарабатывает оно больше, чем тратит.

Логично было бы предположить, что "золотой дождь" щедро оросит и само поселение, и все населенные пункты в него входящие. Откуда же жалобы?

Муханово встретило нудным холодным дождем и скелетами антенн, торчащими над крышами. Если бы не они, то легко можно подумать, что на машине времени я переместился век этак в девятнадцатый.

"Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь..." — прозвучали в голове строчки Есенина. Впрочем, позже это впечатление развеивается. Кроме антенн на некоторых домах — "тарелки", новая асфальтированная дорога, иномарки во дворах и памятник долгостроя советских времен — полуразрушенный жилой кирпичный трехэтажный дом.

53,88 Kb

— Он уже готов был к сдаче, — делится воспоминаниями местная жительница, Анна Сергеевна Ванярха, — но потом что-то там застопорилось, время шло, дом разваливался, растаскивался. Мы предлагали руководству: отдайте, продайте его людям даже в таком состоянии, его тут же в порядок приведут. Но он сегодня, по-моему, принадлежит фирме, которая разливала одеколон на заводе, так что судьба дома туманна.

Обидно, конечно, готовый дом стоит незаселенным, а часть жителей все еще мается в бараках, построенных при царе Горохе. Именно в бараках, так их называют жители и так они выглядят на самом деле. Кстати, на плане села бараков давно нет, как отрапортовал один местный житель, который этот план имел возможность лицезреть.

Пару слов о заводе "Красный факел", труба которого, ни разу не дымившая, видна с любого места в селе. Раньше это был мощнейший стекольный завод союзного значения. Производил стеклотару для парфюмерии, самую разную, вплоть до хрусталя. Уже с утра у проходной выстраивалась очередь машин, приехавших получать продукцию.

71,88 Kb

— Я в юности жила на Украине, — вспоминает Людмила Алексеевна Желтухина, — пользовалась продукцией этого завода, уже тогда знала его, не думала даже, что когда-то перееду сюда...

Предприятие было, что называется, поселкообразующим. Работало здесь все местное население. Но злые ветры перестроечных перемен не пощадили и этот "островок лаванды". Работа кончилась, из поселка начался исход, и даже статус его сменился на сельский.

Жители говорят об этой странице в истории села с нескрываемой горечью, а о самом селе с неподдельной любовью, называя его второй Швейцарией. Думается, правильнее было бы именовать его вторым Римом. В свое время, как говорят геологи, над ландшафтом серьезно потрудился ледник, поэтому Муханово, как и Рим, стоит на холмах. Дивный вид! Если бы сюда привезти на пленэр Ван Гога, который от красоты природы терял сознание, то здесь его бы попросту хватил удар.

Впрочем, красота, быть может, и спасет мир, но не защитит от бытовых проблем.

Так что же все-таки про деньги?

Три недели назад жителей села собрали на сход, где деньги, взятые за новую проводку, им вернули. Значит, все-таки брали? Странно получается: администрация поселения и компания "Энергетик", где денег много и даже очень много, собирают с пенсионеров по тысяче — сумма по местным меркам немалая — за работу, которая должна по закону выполняться для них бесплатно. С жильцов многоквартирного дома, правда, собирали по 200 рублей. Отдельно стоит сказать про возвращение денег. Форма была избрана оригинальная, а выражаясь точнее — хамская.

— Пришел электрик, матерился, кинул тысячу...

— Пришел электрик, снял шапку, кланялся, паясничал, положил в шапку тысячу: "Вот возьми, бабуля..."

После такого демарша жители боятся говорить откровенно, просят, чтобы фамилии их нигде не упоминались...

Когда жители писали коллективную жалобу в администрацию Богородского о сборе с них денег, то подписались все жалобщики, не было ни мертвых душ, ни поддельных подписей. Даже старая бабушка с одним классом образования старательно вывела на бумаге свою фамилию. Сегодня некоторые уже готовы пойти на попятную и от подписи отказаться.

Увы, но опасения местных жителей оказались небезосновательными. После печально известного собрания и заметки в нашей газете "Мухановская ложка дегтя" работы по замене проводов были остановлены. Во всяком случае, на момент моего посещения Муханова ничего нового сделано не было. Не берусь утверждать, что акция эта проводится сознательно, вполне возможно, что в большом Богородском хозяйстве до Муханова просто руки не доходят, но, как справедливо заметил профессиональный революционер В. И. Ленин, "факты — упрямая вещь".

Стоит ли доводить дело до крайности? От подобного рода конфликтов не выигрывает никто.

Весной нынешнего года жители одной из улиц села уже писали письмо в самые высокие инстанции. Чуть ли не президенту. Так что эпистолярным жанром здесь владеют.

Тогда на одном из участков водопровода прорвало трубу. Выход был найден очень оригинальный, а самое главное эффективный и безотказный. Воду перекрыли.

Устав неделями сидеть без воды (тем более с общественной баней здесь свои проблемы), жители и соорудили письмо. Оно было замечено, зарегистрировано и дело поставлено на контроль. О чем сверху не замедлили сообщить, прислав в Богородское официальную бумагу. И о, чудо! Вода в колонках появилась незамедлительно. Так что если реклама — двигатель торговли, то окрик начальства — двигатель прогресса.

Кстати о бане. Слух о ее закрытии регулярно будоражит умы сельчан. Слухи эти возникают периодически и становятся темой дня, а то и недели в приватных беседах. Но резолюция всегда звучит лаконично и безапелляционно. Не отдадим! Грудью встанем! И то верно. Где же мыться бедным сельчанам? Ведь в квартирах с удобствами живут далеко не все. Правда, поход в баню не назовешь приятным время- препровождением. Скорее, это тяжкий труд. Работает она один раз в неделю по субботам, ограниченное время, и за этот отрезок помыться обязаны все: и мужчины, и женщины, по очереди, разумеется.

Водой, которой местные жители совершают по субботам омовение, мыться можно, а вот пить ее не рекомендуется, о чем свидетельствуют и предупреждения, вывешенные на колодцах. Один из мужчин, также решивший сохранить инкогнито, рассказал, что, видимо, не зная о предупреждении, из колодца напилась приезжая москвичка Татьяна. Козленочком она не стала, а вот врачей теперь посещает регулярно.

43,9 Kb

С надеждой и тревогой ждут сегодня местные жители и грядущую газификацию села. С надеждой, потому что голубой огонек газовой горелки в доме — это для сельчан пока несбыточная мечта. С тревогой, потому что суммы за газификацию конкретных домов называются просто фантастические: от 100 до 300 тысяч рублей.

С тревогой ждут и наступающую зиму. Машина дров теперь стоит 6-8 тысяч, а на сезон таких машин надо три.

Справедливости ради отмечу, что мухановцы власть не только ругают, но и спасибо ей говорят. За последнее время здесь построена отличная асфальтированная дорога от автобусной остановки, работает библиотека, улицы в ночное время стали освещаться. Но все-таки многим из них кажется, что деревня забыта — на фоне бюджетного благоденствия и масштабного благоустройства в поселке Богородское...

А электрическое это дело надо доводить до конца. Негоже начальникам на своих земляков обиды копить. А то, не дай бог, кончится белая полоса, наступит черная, и денег перестанет хватать, и задора поубавится. Чего тогда делать будете? Жизнь ведь как зебра, как непознанная закономерность. Об этом помнить надо.

Алексей ЛОГИНОВ

Фото автора

Поиск по сайту