Одинаковые правила игры, или как эффективно развивать территории

Почему зачастую планы по инвестиционной деятельности и ускорению развития предпринимательства реализуются не так быстро и эффективно, как можно было бы ожидать? Анализ работы в этом направлении и свое видение подходов по улучшению ситуации как на уровне субъектов Федерации, так и на муниципальном, с учетом своего опыта предлагает заместитель главы районной администрации по финансовым вопросам Евгений Гаврилов.

Тема эта сегодня, в условиях, когда экономики даже ведущих стран мира дают трещину, крайне актуальна. От того, какими темпами Россия в целом и отдельные регионы в частности, будут развиваться, насколько эффективно будут реализованы даже самые амбициозные планы, напрямую зависит качество жизни на местах.

— Сегодня много говорят о необходимости развития инвестиционной деятельности, предпринимательства как о стратегии развития государства. Если посмотреть на шаги власти в этом направлении с муниципального уровня, как сегодня обстоит дело?

— В настоящий момент, мне кажется, можно увидеть лишь желание развивать инвестиционную деятельность. Раскрутка данной темы осуществляется с помощью позиционирования "новаторских" идей сделать, "чтобы людям было хорошо". При этом каждый вкладывает свой смысл в эти слова, который зачастую очень различен как по финансово-экономической, так и по социальной направленности, а также по формальной — в рамках выполнения соответствующих полномочий.

Вместе с тем это только слова, поскольку в этом направлении конкретной системной работы, именно системной, включающей в себя как организационные и финансовые, так и мотивационные и методологические меры, как правило, не получается. Результат, с учетом сложившейся региональной конъюнктуры развития предпринимательства, по большому счету, достигается не благодаря усилиям власти, а вопреки существующим проблемам, которые бизнес решает сам, так как система управления инвестиционным развитием на любом уровне, от субъекта РФ до поселения, не всегда прозрачна. При этом под непрозрачностью системы в данном случае подразумевается отсутствие следующего условия, необходимого для нормальной работы бизнеса, — власть, профсоюзы и сам бизнес должны одинаково понимать и принимать все правила игры. Только решая проблему взаимодействия бизнеса и власти и выстраивая сотрудничество на долгосрочную перспективу, можно эффективно заниматься инвестиционным развитием региона.

— Как этого добиться?

— Для этого региональным властям — сверху донизу — необходимо создать механизмы и конкретный инструментарий, которые позволят выстроить как технологию, так и направление взаимодействия всех ее участников. Бизнес при этом должен исполнять свои обязательства как по регистрации и полной уплате налогов по месту деятельности, так и по выполнению социальных обязательств, особенно в рамках Соглашений работодателей, власти и профсоюзов.

Необходимо учитывать, что развитие бизнеса и инвестиционной деятельности для власти не должно быть самоцелью. Работа в этом направлении лишь один из инструментов процесса управления развитием региона и укрепления его экономики через развитие территорий, на которых должен расти действующий и создаваться новый бизнес. Региональная власть при этом должна выработать приоритеты в развитии инвестиционной деятельности.

— Что это за приоритеты?

— Первое — следует точно знать, какое производство в каком городском округе, муниципальном районе и поселении в первую очередь необходимо развивать, имея в виду, что оно смогло бы в большей степени формировать местные бюджеты. И второе — при начале реализации серьезных инвестиционных проектов учитывать фактические возможности территорий. Вышесказанное важно для понимания, поскольку проекцией экономики является бюджет. И он должен позволять муниципальным образованиям реализовывать за счет собственных средств возложенные на них полномочия в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

— Часто приходится слышать, что при действующем налоговом и бюджетном законодательстве, которое устанавливает вид и размеры доходных источников для городских округов, муниципальных районов и поселений, это проблематично.

— Абсолютно верно в этой связи у субъекта РФ на первом месте должно стоять не просто стремление
сделать бюджеты тех или иных муниципальных образований самодостаточными. Необходимо в целом сгладить бюджетные проблемы слабых муниципальных образований через укрепление их экономик. Реализация такой стратегии позволит создать в муниципальных образованиях субъекта РФ одинаковый уровень обеспеченности собственными доходами бюджета на душу населения и в дальнейшем снизить остроту их финансовых проблем.

Соответственно на уровне субъекта РФ необходимо усилить комплексный анализ ситуации на местах, постоянно оценивая уровень дотационности и безработицы, расходов на душу населения за счет собственных средств бюджетов, темпов роста кредиторской задолженности бюджетной сферы, обеспеченности трудовыми ресурсами, коммуникациями, инфраструктурой, а также соответствующими бюджетными учреждениями и т.д. Это даст возможность правильно определить территорию, на которой целесообразней начинать развивать новые производства, а также планировать в этой связи меры по поддержке муниципальных образований и бизнеса на их территории, что позволит в дальнейшем выстроить грамотную инвестиционную политику региона в увязке с фактическими возможностями и проблемами на местах.

Однако одного понимания происходящего на местах и указаний "сверху" о поддержке бизнеса недостаточно. На уровне субъекта РФ должен быть орган, отвечающий не столько за инвестиционные проекты, сколько за инвестиционную политику, учитывающую экономическое развитие региона в целом и муниципальных образований в частности, а также состояние бюджета, особенно муниципальных образований. При этом для своих районов и городских округов такой орган исполнительной власти субъекта РФ должен стать инициатором во всем, как в подготовке типовых документов, так и в постоянной методической подготовке специалистов муниципальных образований для работы на местах. Зачастую на муниципальном уровне просто не знают, с чего начинать и как правильно организовать эту работу, а также с кем и в какой последовательности взаимодействовать на уровне региона.

— Каковы причины, по которым пробуксовывает инвестиционная деятельность на местах?

— Такая ситуация сложилась по разным причинам. У руководителей муниципальных образований зачастую слабое понимание необходимости системной работы с бизнесом и личного вмешательства в решение его проблем, в том числе по выделению земли, подключению к сетям, помощи в поиске и подготовке трудовых ресурсов и т.д. На сегодня отсутствуют или не работают нормативно-правовые акты по организации инвестиционной деятельности. Чтобы субъект РФ и "муниципалы" говорили на одном языке, необходимо сформулировать единые подходы, которые должны трансформироваться через типовые нормативные акты на уровень районов и городских округов.

К сожалению, подготовка региональной стратегии развития не всегда учитывает программы развития муниципальных образований и схемы их территориального планирования. При этом региональная власть должна принимать непосредственное участие в пересмотре существующих и подготовке новых программ развития муниципальных образований, которые в рамках стратегии (концепции) развития субъекта РФ необходимы для региона.

Кроме того, субъекты РФ по-разному понимают принципы организации государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов. Поскольку на федеральном уровне законодательно не дается характеристика данного процесса, то регионы должны разработать свои требования к организации такого партнерства. Они могут включать: обязательства и формы взаимодействия сторон (субъекта РФ, городского округа или района, поселения и инвестора) при реализации проектов, объемы инвестиций и виды инвестпроектов, условия и виды региональной помощи, участие муниципальных образований в региональных долгосрочных и федеральных целевых программах и т.д.

— Какие еще виды взаимодействия власти и бизнеса могли бы быть эффективны?

— Нужны новые, нестандартные подходы в работе с бизнесом на уровне муниципальных образований. Возможно, такие как организация координационных советов по его развитию под председательством глав, где на постоянной основе могли бы обсуждаться проблемы предпринимателей и вырабатываться меры по их решению, или качественная поддержка уже действующих организаций — торговых палат, Советов директоров, союзов предпринимателей — и участие власти в их работе. Такой подход позволит полностью владеть ситуацией. При этом формирование аналогичных организаций на региональном уровне лучше осуществлять в форме делегирования представителей местных организаций предпринимателей. Зачастую такая работа организована лишь "на бумаге".

В регионах необходима действенная обратная связь между властью и бизнесом. Развитие производства региона должно быть основано на глубоком знании властью потребностей местной промышленности в той или иной продукции, что позволит создать производственные блоки, основанные на выпуске смежной продукции, поставки которой осуществляются извне. При этом необходимо учитывать, что экономика региона должна быть диверсифицирована.

В современных условиях бизнесу нужна уверенность в твердой партнерской руке государства, хотя бы на этапе выхода на окупаемость, поскольку на стадии становления, а это минимум два года, он будет убыточным в силу объективных обстоятельств.

Привлечение инвесторов — это задача, в большой мере информационная. В идеальных условиях, обладая необходимой информацией, бизнес сам поймет, куда инвестировать свои средства. Поэтому для усиления инвестиционной привлекательности бизнесу должна быть обеспечена полнота всей информации о регионе с предложением имеющихся инвестиционных площадок по всем муниципальным образованиям.

беседовала Галина СЕРОВА, газета "Вперед"

Поиск по сайту