Району нужны масштабные преобразования

РАЙОНУ НУЖНЫ МАСШТАБНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯРоссийская экономика вышла на полосу устойчивого развития. Значительно увеличились поступления бюджетных средств в социальную сферу, стабилизировались социальные процессы. Наш район является маленькой частью огромного экономического пространства Российской Федерации, и поэтому на его территории должны проходить те же процессы, что и по всей стране. О них "Вперед" предлагает читателям цикл бесед с председателем Сергиево-Посадского районного Совета депутатов Владимиром Богословским.

- Владимир Николаевич, какие направления развития района можно назвать приоритетными?

- После долгого времени застоя и разрушений мы впервые стоим на пороге масштабных преобразований, целью которых является значительное улучшение качества жизни в районе и создание конкурентоспособной экономики. Однако такие масштабы преобразований району, конечно, провести самостоятельно было бы не под силу. Только после того, как губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов принял решение о поддержке поселений района, стало возможным глубокое переосмысление состояния социальной сферы и экономики района и планирование на этой основе долгосрочного социально-экономического развития.

Среди множества направлений развития следует, прежде всего, выделить те, которые можно назвать приоритетными. Это тесно связанные между собой планы социально-экономического развития и территориальное планирование, реформа местного самоуправления, бюджетная политика, реформа ЖКХ, переход на новые стандарты муниципального управления с использованием критериев эффективности местной власти, улучшение жилищных условий, радикальное улучшение качества муниципальных и государственных услуг населению.

- Давайте начнем с планов социально-экономического развития и территориального планирования, поскольку читателям нужно понять важность этого направления работ.

- Нам как можно быстрее необходимо провести весь комплекс работ по территориальному планированию, включая разработку концепции и программ социально-экономического развития, схемы территориального планирования района, генеральных планов поселений и населенных пунктов, локальных градостроительных проработок. Ключевую роль в вопросах генерального планирования и градостро-

ительных проработок сейчас занимают органы местного самоуправления поселений, район отвечает за схему территориального планирования. Вместе с тем, сейчас только район обладает необходимой официальной статистической информацией, имеет в структуре специализированные подразделения с высококвалифицированными специалистами, находящимися в тесном контакте с правительством Московской области и проектными организациями. Кроме того, кто-то должен координировать межмуниципальные вопросы социально-экономического развития и территориального планирования. Поэтому, если поселения хотят обеспечить высокое качество планов, они должны действовать вместе с районом и областью.

- О каких документах идет речь и в чем их необходимость?

- В соответствии с требованиями Градостроительного и Земельного кодексов нужно разработать и принять полный пакет документов территориального планирования. К нему, прежде всего, относятся концепция и среднесрочная программа социально-экономического развития как основа для территориального планирования, схема территориального планирования района, генеральные планы поселений и населенных пунктов. Низкое качество имеющихся генеральных планов и схем или вовсе их отсутствие является серьезным препятствием для осуществления программ жилищного, социального и промышленного строительства, создания инженерной инфраструктуры, благоустройства, важных градостроительных решений. Эта работа требует серьезного финансирования, но сделать ее нужно обязательно, в противном случае мы остановимся в своей работе. Лучше отказать себе в чем-то другом, но схемы и планы подготовить, потому что они положат конец бессистемной застройке населенных пунктов, оптимизируют всю инфраструктуру и откроют дорогу новым идеям и инвестициям. То, что строится сегодня, будет определять облик наших городов, поселков и сел, качество жизни в них на десятилетия вперед, то есть не только для нас, но и для наших детей и внуков.

- А как в этих работах учитываются позиция и планы области?

- Следует обратить внимание на то, что работа по социально-экономическому развитию и территориальному планированию района одновременно должна вестись на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Прежде всего потому, что на территории района есть не только объекты муниципального значения (детские сады, школы, больницы, котельные и другие), но и объекты федерального значения, например, ГАЭС, федеральные дороги, высоковольтные электросети и т. д., а также предприятия областного подчинения. Федеральные и региональные органы власти также определяются, где и что у них будет размещено, и должны дать это муниципалитетам. Московская область приняла Стратегию социально-экономического развития до 2020 года и программу развития промышленных округов, в которой представила свое видение регионального развития.

Однако еще на этапе планирования размещения объектов федерального и регионального уровня местное сообщество должно представить свое видение, отраженное в Концепции социально-экономического развития района, а также высказать отношение к объектам федерального и регионального уровня, планируемым к размещению на территории муниципальных образований. Именно органы местного самоуправления могут обеспечить для области и Федерации достоверную обратную связь, без которой ни один план социально-экономического развития не может быть устойчивым. Поэтому все уровни планирования оказываются взаимосвязанными и должны выполняться практически одновременно, а мы в этом вопросе сильно отстаем.

С учетом планов Федерации и области по размещению объектов капитального строительства и реконструкции на территории района и собственных планов района, отраженных в Концепции, у нас в руках появится инструмент, с помощью которого мы сможем закончить эту работу на муниципальном уровне. Сегодня, когда эта работа в стране еще только начинается, у нас есть уникальная возможность сделать ее для района с привлечением максимальных ресурсов и на высшем уровне. Если же мы эту работу будем затягивать, то и для области, и для федерации, и для инвесторов перейдем в статус одного из множества рядовых муниципальных образований. Недопонимание срочности решения вопросов разработки планов социально-экономического развития и территориального планирования может очень дорого обойтись району в виде огромных упущенных возможностей не только для нашего, но и для последующих поколений.

- А можно ли использовать опыт нашего района в других муниципальных образованиях области?

- В гуманитарных декларациях мы все признаем огромный потенциал, прежде всего, духовный, жителей Сергиево-Посадского района, их способность дать пример нового этапа духовного развития региона и даже России в целом. Зарождаются проект "Святая Русь" и ряд других. Однако надо учитывать и громадный интеллектуальный потенциал жителей района. В этом смысле можно говорить и о примере социально-экономических и градостроительных преобразований, который мы можем дать области и стране. Можно быть твердыми середнячками, и никто нас не упрекнет, можно плестись в хвосте реформ, постоянно оправдываясь, а можно всегда стремиться быть первыми. Мне кажется, что стремиться быть лучшими - в этом и заключается наша высокая миссия. Губернатор Б. В. Громов дал нам уникальную возможность идти в первых рядах по пути реформ, и мы обязаны такую возможность использовать в полную силу. И великая история Радонежья, и сегодняшний потенциал местного сообщества - за то, что мы способны дать практические примеры воплощения многих сегодняшних начинаний президента России В. В. Путина и его команды.

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"

Поиск по сайту