Власти региона уверены, что всего через несколько лет дорожная сеть области станет качественно иной
Одной из горячих тем, неизменно вызывающих живой интерес всех без исключения жителей Московской области, является состояние и развитие дорожной сети региона. На вопросы корреспондента нашей газеты о том, как финансируется строительство и ремонт дорог Подмосковья, какие действуют нормативы и как проводятся тендеры на производство работ, ответил Константин Васильевич ЛЯШКЕВИЧ, начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области.
— Константин Васильевич, за счёт каких средств и инструментов стали возможны масштабное дорожное строительство и ремонтные работы, которые ведутся на территории области?
— В 2013 году на строительство и реконструкцию дорог запланировано потратить 35 млрд рублей. Из них 5,7 млрд пойдут на ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. По поручению врио губернатора Московской области дополнительно из областного бюджета было выделено 2,5 млрд рублей, эти средства направлены в территориальный дорожный фонд. За счёт этих мероприятий мы планируем отремонтировать более 1353 км дорог. Этот показатель почти в шесть раз превышает суммарный километраж отремонтированных дорог за 2009-2012 годы. Впервые за долгие годы удалось приблизиться к нормативу, по которому ежегодно мы должны ремонтировать 1300 км дорог. Например, за предыдущие четыре года в области было приведено в порядок всего 250 км и построено 169 км новых дорог.
— Есть ли у властей механизмы защиты от неэффективного использования средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог?
— В Московской области есть список недобросовестных подрядчиков. Подрядчик, внесённый в этот список, не может участвовать в торгах. Борьбу с некачественным ремонтом мы ведём и ужесточением требований к выполняемым работам. Сами ремонтные работы принимаются только после их проверки. Например, муниципальные образования получат средства из Дорожного фонда только после приёма выполненных работ.
По поручению врио губернатора были увеличены гарантийные сроки на строящиеся и отремонтированные дороги, новые дороги должны будут прослужить не менее шести лет, а отремонтированные — четыре года.
— Во многих городах внутриквартальные дороги ужасны, кто отвечает за их состояние?
— Есть муниципальные дороги, к которым в том числе относятся внутриквартальные. Они находятся на балансе муниципалитетов и финансируются за счёт муниципальных бюджетов. Московская область для поддержки муниципальных дорог выделяет субсидии за счёт средств Дорожного фонда. В этом году на выделение субсидий по капитальному ремонту и ремонту внутриквартальных дорог предусмотрено финансирование в общем объёме 1 млрд 563 млн рублей, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог направлен 1 млрд 810 млн рублей.
— На каких условиях муниципалитетам выдаются субсидии на ремонт дороги?
— 95% стоимости одного объекта финансирует областной дорожный фонд, 5% закладывают у себя в бюджете муниципальные образования, которые должны обеспечить стройнадзор на объекте, чтобы контролировать качество работы подрядной организации.
— То есть деньги на дворы и переулки выделяются, но не всегда осваиваются?
— В Главное управление дорожного хозяйства области ежегодно поступает около 4 тысяч обращений от граждан с жалобами на качество или вообще отсутствие дорог местного значения. Субсидии распределяются на основании отчётности глав муниципальных образований, которую они предоставляют в органы государственной власти по качеству дорог. Главы тех образований, которые предоставляют недостоверную информацию, но по отчёту у них всё прекрасно, рассчитывать на дополнительное финансирование не могут. На субсидии могут рассчитывать муниципальные образования, у которых более 10% дорог находятся в ненормативном состоянии, а также большая протяжённость дорог общего пользования. Например, в городском округе Долгопрудный около 90% муниципальных дорог находятся в нормативном состоянии, это примерно 60 км, 20 км дорог находятся в оперативном управлении "Мосавтодора".
— Как контролируете расходование средств?
— С 2011 года у нас ведётся мониторинг использования муниципальными образованиями субсидий из Дорожного фонда. Перечисление субсидий осуществляется только после заключения независимой лаборатории о фактическом качестве выполненных работ. Ремонт также отслеживаем по видео, которое поступает от муниципальных образований. И надеемся на контроль со стороны жителей, что они нам будут сообщать о некачественном ремонте или его отсутствии. Актуальный адресный перечень распределения субсидий есть на сайте Главного управления дорожного хозяйства.
— Как можно простимулировать муниципалитеты более активно участвовать в создании собственных дорожных программ?
— В 2014 году появятся муниципальные дорожные фонды. Таким образом два вида субсидий исчезнут, и деньги напрямую будут направляться в муниципалитеты, которые будут распоряжаться средствами по своему усмотрению. Им будет отчисляться 10% сборов от акцизов на горючее. Появление муниципальных дорожных фондов простимулирует приведение в порядок дорог области. Очень важно муниципальным органам и исполнительной власти разработать собственные программы ремонта и обсудить их с населением.
— Можно ли сказать, что дороги строятся как прежде?
— Появление новой техники привело к ужесточению требований к качеству производства работ. Также появились дорожные материалы, которые раньше не применялись: стабилизаторы укрепления грунтов, добавки к асфальтобетону. Сегодня другие виды разметок и световая индикация. На дорогах устанавливают светодиодные знаки. Такие технологии, например, применяют в рамках губернаторской программы "Наше Подмосковье" при установке "Безопасных переходов".
— Какими должны быть и какими будут дороги Подмосковья через 3-5 лет?
— В прежние годы не было общественного понимания, что такое дороги. Как объяснить такое явление, как строительство целых микрорайонов без учёта перспективного развития интенсивности автотранспорта, генерального плана и самого строительства дорог? Сейчас ситуация меняется. Понимание существующих проблем со стороны правительства Московской области позволяет сказать, что через 3-5 лет наши дороги будут намного лучше.
Олег СОЛОВЬЁВ, газета "Вперед"