Вдохновленные Васнецовым

Абрамцевский художественно-промышленный колледж Абрамцевский художественно-промышленный колледж мени В. Васнецова в эти дни отмечает 120 лет.

Если композитор встречает металлиста и предлагает ему оценить новый бисквит, это может не иметь ровным счетом никакого отношения ни к музицированию, ни к гастрономии.

Те, кто учатся в АХПУ (это прежнее название более привычно), знают особое значение этих слов. Металлистом тут - и в художественной среде вообще - зовут мастера по металлу. Композитором - того, кто формирует предварительный вид будущего шедевра, например, эмалевой пластины. А бисквит - это всего-навсего не покрытый глазурью фарфор, шероховатый на ощупь и матовый на вид.

Пусть простят нас юбиляры и их коллеги, если в наших определениях есть ошибки. Мы все-таки люди в этом плане не настолько просвещенные и более того - легко можем принять ваш инструмент для обработки кости за бормашину. Тем не менее, это не мешает нам восхититься вашими работами и солидностью даты.

Абрамцевский художественно-промышленный колледж Эту солидность еще не раз подчеркнут завтра на сцене Дворца культуры, где в час дня пройдут официальные торжества. А сегодня у нас есть шанс пройтись по аудиториям и мастерским и ощутить тот дух творчества, который формировался все 120 лет.

А проник этот дух повсеместно. Даже двери в колледже не просто двери - произведения искусства. Все как на подбор - резные, двух одинаковых запомнить не получилось. После таких дверей все остальные - простые и ровные - покажутся невыносимо скучными.

Впрочем, что там двери. Нет в колледже практически ни одного уголка, где бы не были приспособлены таланты студентов. Идешь и только успеваешь замечать: беседки, скамейки, люстры, фигуры и просто декоративные штуки - все это сделано самими студентами. Коридор украшен акварелями. "Наши ребята привезли с пленера", - говорит о картинах завуч Ольга Николаевна. Сегодня она наша провожатая.

Абрамцевский художественно-промышленный колледж Проходим мимо столовой. Заметен ремонт - конечно, отделка не претендует на место в мировой истории искусств, но зато чисто и опрятно. А что еще нужно студенческой столовой, кроме невысоких цен? Кстати о ценах: обед здесь обойдется всего в двадцать рублей. Будущим корифеям живописи определенно повезло.

На наш стандартный вопрос о знаменитых учениках Ольга Николаевна отвечает: "О, их очень много!". Наверное, чтобы рассказать хотя бы о некоторых из них, не хватило бы и всей газеты. Взамен наш гид вспоминает необычную историю об абитуриентах. Приехала как-то девушка, твердо решившая учится именно в АХПУ. Оказалось, она часто бывала на столичных выставках, где и приметила работы выпускников колледжа. И настолько этими работами вдохновилась, что другие варианты, видимо, уже не рассматривала.

Когда-то здесь училась молодежь со всего Союза. Сегодня география уже не такая обширная. Тем не менее, и ныне АХПУ известен в самых дальних уголках. Бывает, что на учебу приезжают ребята из мест, славных своими народными промыслами. И что интересно - едут сюда именно для того, чтобы учиться этим промыслам, а потом вернуться домой и поддерживать.

Кстати, библиотека АХПУ насчитывает 30 тысяч книг. Немалая их часть - уникальные старинные альбомы по искусству, дореволюционные художественные справочники и альманахи. Но - спасибо прогрессу - иногда здесь обходятся и без книг. В колледже есть два компьютерных класса, в которых проходят занятия по истории искусств и мировой культуры. Вместо книг - компьютерные диски. У каждого студента свой монитор, на котором можно в мельчайших подробностях разглядеть все нюансы мировых шедевров. И, как оказалось, это намного удобнее работы с книгами, зачастую редкими и ветхими. А прежде ведь учителю приходилось ходить по рядам и показывать каждому иллюстрацию за иллюстрацией.

По дороге в очередной класс нам рассказывают новую историю, правда, уже про студента. В своих мечтах он всегда хотел стать художником. Но, как это бывает в жизни, родители настояли на более "серьезном" дипломе - с которым можно неплохо устроиться и жить. "Для мамы" парень поступил в технический вуз, но о мечте не забывал.

Тот самый "серьезный" диплом он все-таки получил. Но тут же поступил в Абрамцевский колледж, где прекрасно учится и по сей день.

Приближаемся к новому для колледжа классу живописи. Входить сюда студентам разрешают только со сменной обувью. Потому что, говорят педагоги, к этому помещению нужно относиться как к храму. Замечаем духовой инструмент, смахивающий на валторну, который мирно покоится у мольберта. Та же картина - в другом классе. Оказывается, валторна со всеми ее переливами, отблесками и причудливыми линиями - прекрасный объект для этюда.

Абрамцевский художественно-промышленный колледж В другом классе лепят из глины. Эта не та мягкая и податливая глина, которая продается в магазинах. Здешнюю "суровую" глину доводят до нужного состояния хитрыми процедурами, после чего с ней можно работать. Правда, когда заканчиваются экзамены, какая-то часть созданных работ идет на слом. Их бросают в ванны, крошат, превращают в куски. Смотрим - в бесформенных булыжниках с большим трудом, но все же проглядываются узнаваемые контуры. Кто-то шутит: это как кладбище. Однако после "кладбища" глина чудесным образом обязательно оживает - опять доводится до кондиции и из нее вновь можно лепить скульптуры и рельефы. Такой вот круговорот, в чем-то даже символичный.

Кабинет пластической анатомии. Этот предмет нам представляют как "сопромат художников". Живописцам необходимо знать все многочисленные особенности поведения каждой мышцы - то, как она поведет себя в движении. А двигается она по строгим законам и никак иначе. Пожалуй, это самая точная дисциплина в колледже. В кабинете стоит тишина, которую нарушать неловко. Поэтому быстро идем дальше.

В мастерской по обработке камня поражает вентиляция. Она встроена прямо в рабочие столы. И это помимо обычной вытяжки. На столах видим тяжелые плиты-заготовки, грозные инструменты. Думается - вот она, мужская профессия. В соседней мастерской понимаем, насколько были неправы: две девушки теми самыми грозными инструментами увлеченно наносят узор на те самые мощные плиты. И это не исключение, говорят нам. Слабый пол все чаще осваивает профессию камнереза.

Есть в колледже такая группа, которая приходит на занятия в восемь утра. А в восемь вечера их еще не упросишь сделать перерыв до завтра. Бывает, когда во внезапном порыве творчества студент прибегает из общежития в четыре утра (а дорога тут не маленькая) и просит открыть мастерскую. Вдохновение, ничего не поделаешь...

В. КРЮЧЕВ
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперед" №117 (20.10.2005)

Поиск по сайту