"ВЕРНУТЬ В ГОРОД ДЖАЗ"

«ВЕРНУТЬ В ГОРОД ДЖАЗ»Вот уже второй месяц каждую пятницу в клубе "Ничего личного" проходят джазовые концерты. Их особенность и необычность для Сергиева Посада состоит в том, что на сцену выходят настоящие (без преувеличения) звезды отечественного джаза.

Басист Григорий Зайцев, скрипач Александр Крамаровский, барабанщики Владимир Журкин и Дмитрий Власенко, саксофонисты Антон Залетаев и Антон Виллер, трубачи Владимир Галактионов и Петр Востоков, виброфонист Анатолий Текучев, джазовые певицы Арминэ Саркисян и Юлия Величко - вот неполный список музыкантов, уже выступавших или собирающихся выступить в его стенах. Без всяких скидок можно сказать, что для нашего города это серьезное культурное событие.

Наш гость сегодня - организатор концертов, джазовый пианист Александр Миронов.

- С чего все началось?

- Самый сложный вопрос. Началось все, конечно, с идеи, причем не сегодня и даже не вчера. Мне всегда хотелось слышать в нашем городе хорошую музыку, но с этим у нас традиционно тяжело, не хватает и концертных площадок, и музыкантов. Попытки что-то сделать, конечно, предпринимались разными людьми неоднократно, но финал оставлял желать лучшего. Я мучительно и долго искал возможности, чтобы играть в Сергиевом Посаде джаз, причем играть не просто, а с теми музыкантами, которых мы сейчас можем слышать в клубе "Ничего личного".

- Руководство клуба охотно пошло вам навстречу?

- Вполне. Думаю, у нас есть взаимная заинтересованность. Говоря объективно, сейчас клуб выполняет и некую культурную миссию, потому что на сегодняшний день эта площадка - единственная в Сергиевом Посаде, где можно услышать действительно качественную живую музыку. Помимо прочего, на это есть и известные всем технические причины: дворцы закрыты и так далее.

- Чем ваш концерт отличается от "просто концерта"?

- Прежде всего составом исполнителей. К нам приезжают действительно звезды, профессионалы высочайшего класса. Конечно, их можно услышать и в Москве, в составе разных коллективов они выступают регулярно. Но на 70 процентов это неконцертный формат: например, корпоративные праздники, где они играют просто для фона... Здесь же мы стремимся сделать концертную филармоническую программу, нам есть что сказать. Бывает, наши гости отказываются от более выгодных с коммерческой точки зрения предложений и приезжают к нам, потому что у нас им интересней.

- Программа создается под конкретный состав?

- Да. Если ведущий музыкант (все-таки джаз - музыка солистов) тяготеет к тому или иному джазовому направлению, мы приглашаем музыкантов, которые тоже сильны в этом стиле. Или универсалов, способных с одинаковой легкостью играть почти все. Таких единицы, но они есть. Обычно на сцене находятся три-четыре человека.

- Как удается заполучить к нам звезд? Какие-то концертные агентства помогают?

- Личные связи. Мое активное сотрудничество с москвичами началось около двух лет назад. К моему счастью, я не выглядел в их глазах каким-то провинциалом, а заработал авторитет полноценного партнера. Такую репутацию надо заработать один раз, дальше все идет своим путем.

- Почему ты решил заняться организацией этих концертов?

- Надо было вернуть в город джаз. Оставалось найти точку опоры. Я работаю на добровольных началах, но зато мы делаем качественный продукт.

- Что значит "вернуть джаз"? Он исчезал?

- В общем, да. Ансамбли, которые были, почти не выступают, а муниципальный оркестр де-факто сейчас джазом не занимается. Упрекать в этом кого-то конкретно невозможно, причин много. Мне вообще грустно от того, что происходит в нашем городе с музыкой. Например, очень мало выпускников музыкальных школ поступают в музыкальные училища...

- Потому, что падает престиж профессии?

- Нет. Если молодого человека посадить в стаю с волками, через 10 лет из него получится Маугли. И наоборот. Я имею в виду, что культурой надо заниматься. Понятно, что многие скажут: мы не Швейцария, не Европа, у нас нет средств на культуру. Нам надо сначала накормить людей, как в 90-х годах это было. То есть сначала устроим свою жизнь нормально, а потом уже подумаем о культуре.

Я наоборот скажу: давайте сначала подумаем о культуре, а потом уже будем жить хорошо. Музыка - это элемент культуры. А у нас культура - часть пиара какого-то.

- То есть если будут концерты, будут и слушатели?

- Конечно. Если завтра в Сергиевом Посаде открыть два рок-клуба, два джазовых кафе, салон камерной музыки - через год регулярных концертов все они будут забиты зрителями. Возникнет интерес, появится альтернатива какому-то другому времяпрепровождению. Народ бы перестроился, начал проводить досуг так. Дети должны ходить на классические концерты, слушать живой джаз, рок, посещать выставки, вернисажи... Слава богу, муниципальный театр появился, народ туда ходит. Мы должны говорить детям, что это - главное.

- Эта схема работает? Есть примеры?

- Есть. В городе Обнинске, например, уже много лет существует джазовый клуб, то есть они у себя джаз целенаправленно развивают. Проводят концерты, фестивали - всегда аншлаг. Публика с удовольствием ходит.

- Ты не находишь, что есть проблема разницы поколений? Классика и джаз не слишком востребованы современной молодежью...

- Проблема разницы поколений была и будет всегда, во всех странах и городах. Да, джаз менее популярен, чем "Фабрика звезд", но это не означает, что нужно идти у этого явления на поводу. Нужно брать на себя ответственность, прививать культуру. По крайней мере, у людей должен быть выбор.

- Сейчас много говорят о том, что джаз стал слишком академичен...

- В половине своего репертуара - да. Но только в половине, он не закостенел, он развивается. В 2017 году исполнится сто лет со дня выхода первой джазовой пластинки. Мы тут строили советскую власть, а они там занимались джазом... Джаз в широком смысле - огромнейший жанр, главное музыкальное явление ХХ века. Академические музыканты будут спорить - а как же Рахманинов, а как же Прокофьев? Все это так, но будем считать, что джаз более повлиял на культуру в целом.

- Ты можешь дать свое определение джаза?

- Джаз - это слияние академической европейской музыки и этнической музыки Африки. Стилей и направлений в нем очень много, и они существенно отличаются друг от друга. За каждым стилем стоит музыкант - безусловно, гений, причем настоящий, масштаба Баха, масштаба Моцарта...

- Например, кто?

- Например, Луис Армстронг. Чем он примечателен, кроме того, что он хриплым голосом поет "Хэлло, Долли" и играет на трубе? Он примечателен тем, что принес в мир свинг, то есть совершенно новый мелодический язык. Никто этого не умел делать. Он стал так играть - и все стали играть, все стали учиться. Армстронг смог создать свой собственный музыкальный язык.

- Как долго продлится серия ваших концертов?

- Думаю, до конца сезона, то есть приблизительно до мая. Вероятно, потом мы станем играть на открытом воздухе, в ресторане "Дачная жизнь". Прошлым летом у нас уже был подобный опыт.

Беседовал Александр ГИРЛИН

Визитная карточка

Александр Миронов родился в 1973 году в Хотькове. Окончил детскую музыкальную студию при хотьковской школе № 1. С 12 лет начал играть в различных музыкальных группах города. В старших классах попал в сообщество джазовых музыкантов Загорска - ансамбль Игоря Островского, ансамбль "Джаз-курьер".

Учился в джазовой студии "Замоскворечье". Поступил на джазовое отделение ленинградского музыкального училища им. Римского-Корсакова, откуда был призван в армию. Формальное образование на этом закончилось.

В течение нескольких лет после этого играл в различных коллективах, в 2000 году собрал свой первый джазовый ансамбль "Кашимир" (с саксофонистом Александром Комковым и барабанщиком Игорем Шевцовым). Работал с известными музыкантами: барабанщиком оркестра Олега Лундстрема Владимиром Журкиным, лучшим сессионным барабанщиком Лос-Анджелеса Джоэлом Тейлором, басистом ансамбля "Арсенал" Евгением Шариковым и другими. Получал предложения о постоянном сотрудничестве от ряда московских музыкантов, в частности, небезызвестного Николая Арутюнова ("Лига блюза"). В настоящий момент целиком посвятил себя проекту джазовых вечеров в клубе "Ничего личного".

Газета "Вперед"

Поиск по сайту