Всю жизнь наводит мосты

На фронте он был командиром понтонного взвода, а в мирной жизни стал педагогом. Если вдуматься, в этих ипостасях много общего. Выходит, что Пётр Червоненко всю жизнь наводил мосты – через реки, к Победе в Великой Отечественной войне, а потом к судьбам своих воспитанников.

Фронтовику, педагогу, писателю, Почётному гражданину Сергиево-Посадского района Петру Михайловичу Червоненко сегодня исполняется 90 лет. Но накануне столь значительной даты мы застали юбиляра за письменным столом, за работой над новой книгой. Он и сегодня, по сути дела, наводит мост. Может быть, самый важный в своей жизни, потому что это — переправа в будущее. У Петра Михайловича свой взгляд на то, что может стать национальной идеей и объединяющей страну силой. И этот мостик — на полвека вперёд — он уже строит вместе с единомышленниками, конечно же, в школах. Потому что убеждён: школа –  начало всему, а умное воспитание - это бесценное достояние народа.

 Сбежал от брони на фронт

Парадный пиджак ветерана даёт представление о том, какую большую и насыщенную жизнь он прожил. Из всех регалий Петру Михайловичу особенно дорого звание Почётного гражданина района. А он ещё и Почётный гражданин Краснозаводска, Почётный ветеран Подмосковья. Среди фронтовых наград у него орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, медаль «За освобождение Праги» и медаль «За взятие Берлина».

Бывший фронтовик не очень склонен ворошить военные страницы в биографии. Но по нашей просьбе объяснил, как человек с явным гуманитарным талантом оказался на фронте в частях инженерных войск.

Пётр Червоненко родился на Кубани, в памятный голодомор в одну неделю потерял отца и мать. Воспитывал паренька дядя с Урала. Забрал к себе в шахтёрские края.

После школы Пётр, естественно, пошёл на шахту. Добывали здесь особый уголь для металлургии, поэтому все шахтёры получили гарантированную бронь, когда началась война. А парень стремился добровольцем на фронт и для этого пошёл на курсы механиков при горном техникуме. С помощью такого манёвра от брони удалось сбежать.

Генерал из эвакуированного под Пермь Ленинградского военно-инженерного училища предложил молодому механику подготовку на командира понтонного взвода. Но тот мечтал о реактивных комплексах «катюша». На курсы пошёл, только когда генерал лично обещал ему через пару недель перевести на отделение «катюш». Но группу реактивной артиллерии закрыли, и Пётр взбунтовался. Ему же генерал обещал!

Упрямца вызвали на беседу с капитаном СМЕРШа. Но он и тому дерзко заявил, что не в тыл просится, а на передовую. Офицеру смелый 19-летний боец понравился, воспитательная беседа закончилась миром. Курсы строительства понтонов П. Червоненко всё же закончил и воевал с 43-го по 45-й так, что его взвод был одним из лучших на 1-м Украинском фронте. Он участвовал во многих стратегических операциях, наводил переправы через Одер, восточную и западную Нейсе, Шпрее и Мульде.

 Была и знаменитая переправа на Эльбе близ города Торгау, где встретились войска 1-го Украинского фронта и войска 1-й армии США. Только в 46-м его инженерная часть добралась до родных рубежей.

В школе нельзя вполсилы

 Заповедь про то, что каждый должен в своей жизни вырастить ребёнка, Петр Михайлович перевыполнил многократно. С преданной супругой и верным соратником по профессии Эльзой Петровной они воспитали сына и дочь, которые тоже стали педагогами. Семейную профессию выбрали и две внучки учителя. А сколько воспитанников у педагогической династии Червоненко! За свои труды после войны Пётр Михайлович награждён орденом Трудового Красного Знамени, очень дорога ему медаль имени А. С. Макаренко «За педагогическую доблесть». К своему призванию он шёл долго, зато какой удивительной оказалась эта встреча. Молодой фронтовик пришёл в краснозаводскую школу рабочей молодёжи за средним образованием, но встретил здесь свою единственную спутницу и дело всей жизни.

 Уже через шесть лет выпускник городской вечерней школы Пётр Червоненко стал её директором. А спустя одиннадцать лет о краснозаводской школе говорил весь Союз. Её опыт в конце 60-х был рекомендован всем школам рабочей молодёжи огромной страны. Директора приглашали на советы и съезды, чтобы он рассказал, как сумел наладить партнёрство с шефом — Краснозаводским химзаводом. Вечерняя школа первой среди таких школ организовала кабинетную систему обучения, перешла на двухсменный режим, чтобы учиться могли работники всех заводских смен. Школа давала путёвку в техникум и филиал Казанского химико-технологического института.

 Можно было и дальше благополучно руководить знаменитой школой. Но не таков Пётр Червоненко, чтобы останавливаться на полдороге. Он уже присмотрел сельскую школьную новостройку в Бужанинове. На этой неустроенной площадке он увидел благодатную почву для своих педагогических планов.

 О бужаниновской школе вскоре заговорили как о настоящем феномене. Суть его сам Червоненко объясняет просто: «У нас в школе не задерживались учителя, которые ограничивались только уроками. Школа – это гораздо больше, чем учёба, это всесторонний богатейший воспитательный процесс и развитие личности».

В книге «Искания» об уникальном педагогическом опыте автора (готовится уже пятое издание этого труда) Пётр Михайлович свёл на одной странице две схемы: какой он принял школу и какой она вскоре стала. Он убеждал коллег в гороно, что сельская школа может быть не хуже городской и блистательно это доказал.

 В его школе кроме стандартного стадиона был ещё настоящий учебно-производственный комплекс с кабинетами домоводства и ручного труда. Появились теплицы, которые при содействии местного хозяйства и дорожной службы строили сами ученики и их родители. Посадили сад, устроили учебно-опытные участки, дарвиновский уголок, альпийскую горку. Добавились хоккейная коробочка и тир. И, наконец, фирменная примета сельской школы – собственный учебный трактородром с двумя колёсными и двумя гусеничными тракторами, легковым и грузовым автомобилями.

 Он был директором и Бужаниновского детского дома для детей с приобретёнными травмами. И здесь тоже со временем появились учебно-производственные мастерские — фирменная примета авторского метода Червоненко. А на покой ушёл, когда почувствовал, что отдал педагогике все силы без остатка.

К сожалению, сейчас от учебно-производственного комплекса в бужаниновской школе не осталось и следа. Видит старый учитель, как выхолащивается в современной школе воспитание и развитие личности учеников. Это побудило взяться за перо. Две книги опубликованы, ещё две автор готовит к печати. С преданными учениками бывает в школах, где закладывает зёрнышки будущих воспитательных всходов. Педагог убеждён, что в школе, в системе воспитания человека страна обретёт  объединяющую национальную идею.

Светлана АНИКИЕНКО, газета "Вперед"

Поиск по сайту